История эта занятная и интересная. Читал я её в разных источниках, поэтому попробую рассказать своими словами опираясь на хронологию из википедии.
В нашей стране много исторических зданий, также много зданий с интересной историей и очень много уникальных и самобытных строений.
Сегодня я попробую вам рассказать о строении, в котором всё это сплелось в единый интересный клубок. И рассказать там есть о чём, тем более что это история о ветряке, а точнее, о самой первой ветроэлектростанции в России.
Но обо всём по порядку.
Начинается эта история 18 ноября 1918 года А.Г Уфимцев получает свидетельство за номером 1341 о инерционно кинетическом аккумуляторе.
Тут я должен заметить, что Анатолий Георгиевичь работал на заводе, держал собственную мастерскую и за свою жизнь получил 68 патентов на свои изобретения. Среди которых и несколько конструкций самолётов и авиадвигатель АДУ-4, к слову, получивший серебряную медаль на всемирной выставке воздухоплавания. Это был человек Эдисоновского типа мышления. Занимаясь, крупными проектами мог обратить на какую-нибудь мелочь и задуматься над её усовершенствованием.
источник
Сам аккумулятор был лишь частью проекта по строительству ветроэлектростанции. Которая строилась на средства самого Уфимцева.
Частично финансировалось ЦАГИ, поскольку в её проектировании принимал участие профессор В. П. Ветчинкин. Который помогал в разработке пропеллера снабжённого впервые в мире на подобных веряках шагом винта.
Изменение положения угла атаки лопасти в зависимости от скорости ветра. При больших порывах ветра он менялся и винт вращался медленнее, пока порывы не стихнут. Все механизмы работали только за счёт механики пружин и весов.
В общем, худо-бедно, с перебоями в финансировании и параллельно проводившимися испытаниями и сертификацией отдельных узлов и агрегатов проект потихоньку строился. И к 1931 году дошёл до эксплуатации.
Тут я хотел бы добавить, что проект несмотря на кажущуюся простоту оказался для меня довольно-таки мудрёным.
В сети я наткнулся на схемы постройки
- a - инертно-кинетический аккумулятор
- t - динамо
- c - батарея аккумуляторов
- h - линия потребления электроэнергии
- d - электролизёр
- e - резервуар для кислорода
- f - резервуар для водорода
- g - резервный двигатель со встроенным динамо
Сам ветряк гонит порывы ветра в маховик весом под 300 кг. К слову сказать, в простое маховик способен вращаться до 14 часов. Но по словам очевидцев этого, было больше чем сверх достаточно в тех краях. Кому интересно сам маховик выглядел так.
После маховика через динамо-машину выравненное электричество ужа заряжалось в химические аккумуляторы. после чего подавалось на линию.
Правая же часть чертежа с баллонами кислорода и водорода электролизёром и резервным двигателем осталась для меня загадкой. Где-то там ещё должен быть поршень из артиллерийского снаряда. Если кто знает, как это чудо работает отпишитесь.
В течение нескольких лет ветроэлектростанция работала безукоризненно, снабжая электроэнергией мастерскую изобретателя и освещая усадьбу.
Однако со смертью изобретателя в 1936 г. остановилась и ветроэлектростанция.
10 июля 1938 г. в доме, где жил и работал Уфимцев, открылся музей его имени. Просуществовал он до 1941 года и прекратил свою работу в связи с немецкой оккупацией.
Сама электростанция не осталась незамеченной и немцами. К слову сказать, в усадьбе А. Г. Уфимцева размещалась не простая часть, а мастерская по ремонту артиллерийской и танковой оптики и пытались её запустить. После отступления основательно разрушив город, как ни странно, уничтожать усадьбу и ветроэлектростанцию, не стали.
В 1953 году в усадьбе разместилась станция юных техников. Её директор Е. И. Лифшиц как мог, пытался сохранить ветроэлектростанцию, а также предпринимал попытки восстановления.
В 1957 году работу электростанции приостановили, чтобы обновить некоторые детали. Но больше она запущена так и не была. Важные чертежи были утеряны. Поэтому сейчас конструкцию укрепят и покрасят, а вот работать ветряк не будет.
Удивительное дело. Современные учёные разрабатывают нанотехнологии и запускают на орбиту космические корабли. Но никто из специалистов так и не смог починить изобретение Уфимцева, запущенное в 31 году. Уникальная ветроэлектростанция может работать только как музей.
Вам может быть интересно Шаропоезд Ярмольчука
Источники