Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Музыкальный норматив для учеников 1-4 классов: список произведений

Оглавление

О литературном нормативе для учеников 1-4 классов мы писали вчера. Сегодня рассмотрим еще одно направление культурного норматива - музыкальное (всего направлений семь).

Музыкальная культура предполагает знакомство с необходимым минимумом музыкальных произведений, представляющих образцы разных музыкальных стилей и жанров, как классических, так и современных, знакомство с музыкальной литературой, а также умение различать виды музыкального искусства и типы музыкальных площадок. Культурный норматив предполагает посещение различных площадок для знакомства с живой музыкой.

Для тех детей, которые хотят по окончании учебного года получить золотую медаль культурного человека, необходимо посетить минимум 3 концертные организации за год и изучить минимум 7 музыкальных произведений, уметь определять на слух автора, название и жанр произведения, знать век и эпоху его создания, национальную принадлежность, уметь описать характер произведения (эпический, драматический, лирический).

Как отражать свое знакомство с музыкальными произведениями в культурном дневнике? Напомним, для учеников 1-4 классов рекомендовано вести дневник на печатной основе, то есть, в обычной тетради на свой вкус. В дневнике должен быть раздел, посвященный музыке. Если ребенок посетил какую-то площадку (оперный/балетный театр, театр музкомедии, концертный зал и пр.), то в дневнике он фиксирует название и авторов произведения, место и дату посещения, свои впечатления. При знакомстве с музыкальным произведением без посещения площадок, в дневнике может описать свои впечатления от него в произвольной форме, при желании выполнить творческую работу: самостоятельно нарисовать или сделать коллаж к произведению, написать рассказ, подобрать стихотворение, которое больше всего подходит по настроению к музыке, создать презентацию и т.д. Если ребенок посещает музыкальную школу, приветствуется его собственное исполнение или сочинение на тему произведения.

В перечень музыкального направления вошли наиболее известные произведения отечественного и мирового музыкального искусства, и для учащихся начальных классов он получился из 100 произведений:

Отечественная музыка

  • Колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, набат
  • Знаменный распев
  • А. Алябьев. Сл. А. Дельвига. «Соловей»
  • А. Алябьев. Сл. А. Пушкина «Зимняя дорога»,
  • А. Варламов. Сл. М. Лермонтова «Горные вершины»,
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Сцена похищения Людмилы из 1 д.
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Дуэттино Фарлафа и Наины и Рондо Фарлафа из 2 д.
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Ария Руслана на Мертвом поле из 2 д.
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 3 д. Персидский хор
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора
  • М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 4 д. Ария Людмилы
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Гном».
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Старый замок»
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Балет невылупившихся птенцов»
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках».
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»
  • М. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».
  • А. Бородин. «Богатырская симфония»
  • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 1 д. Песня Галицкого
  • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Ария Игоря.
  • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Ария Кончака
  • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 4 д. Плач Ярославны
  • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Половецкие пляски
  • А. Бородин. Сл. автора. Романс «Спящая княжна»
  • П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Марш.
  • П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Битва с мышами
  • П. Чайковский. «Лебединое озеро» (смотреть целиком)
  • П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро». Неаполитанский танец, Танец маленьких лебедей
  • П. Чайковский. «Спящая красавица» (смотреть целиком)
  • П. Чайковский. «Детский альбом»
  • П. Чайковский. Сл. Плещеева «Легенда» («Был у Христа-младенца сад»)
  • Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог. Ария Снегурочки
  • Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». 4 д. Сцена таяния Снегурочки
  • Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Вступление «Океан – море синее» и Три песни гостей из 4 к.
  • Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Три чуда
  • Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 7 к. Колыбельная Волховы.
  • Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Ария Царевны-Лебедь
  • Н. Римский-Корсаков: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
  • Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Симфонический эпизод «Сеча при Керженце»
  • Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». Вступление (Шахриар и Шехерезада); 1 ч. («Море и Синдбадов корабль)»; 2 ч. («Рассказ царевича Календера и битва с птицей Рух»); 3 ч. («Царевич и Царевна»); 4 ч. («Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу…»)
  • А. Лядов. «Кикимора»
  • А. Лядов. «Музыкальная табакерка»
  • А. Глазунов. Балет «Раймонда» (смотреть целиком)
  • С. Прокофьев. «Золушка» (смотреть целиком)
  • С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
  • С. Прокофьев, кантата «Александр Невский», Ледовое побоище
  • С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей
  • С. Прокофьев. «Петя и волк» (слушать целиком)
  • С. Прокофьев. «Детская музыка»
  • И. Стравинский. Балет «Жар-птица». Вступление и Поганый пляс Кащеева царства.
  • И. Стравинский. Балет «Петрушка» (смотреть целиком).
  • А. Хачатурян. Балет «Спартак» (смотреть целиком).
  • Б. Гребенщиков. «Под небом голубым»
-2

Зарубежная музыка

  • Г. Перселл. Опера «Дидона и Эней». Ария (плач) Дидоны
  • Дакен. «Кукушка»
  • И. С. Бах. «Страсти по Матфею». Хор. № 1 (Шествие на Голгофу)
  • И.С. Бах. Месса си минор. Agnus Dei (Агнец Божий)
  • И.С. Бах. Хоральная прелюдия фа минор («Я взываю к тебе, Господи»)
  • Г.Ф. Гендель. «Мессия». Хор «Аллилуйя»
  • Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Хор филистимлян
  • Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Ария Самсона.
  • Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Дуэт Далилы и служанки
  • Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Сцена разрушения храма.
  • К. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Сцена Орфея и фурий.
  • К.В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Пляска фурий.
  • К.В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Мелодия (соло флейты).
  • В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Тамино
  • В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Папагено
  • В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Царицы ночи
  • В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Памины
  • В. Моцарт. Реквием. Ч.7, «Lacrimosa»
  • В. Беллини. Опера «Норма». Каватина Нормы Casta diva
  • К. Вебер. Опера «Волшебный стрелок». Хор охотников.
  • Дж. Россини. «Вильгельм Телль». Увертюра
  • Дж. Россини. «Кошачий дуэт»
  • Ф. Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • Ф. Шуберт. Аве Мария
  • Ф. Шуберт. «Форель»
  • Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»
  • Р. Шуман. «Карнавал». «Арлекин»
  • Р. Шуман. «Детские сцены»
  • Ш. Гуно. Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»
  • А. Адан. Балет «Жизель» (смотреть целиком)
  • Р. Вагнер. Опера «Тангейзер». Увертюра.
  • Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин». Вступление к опере, вступление к 3 действию.
  • Р. Вагнер. Опера «Валькирия». Полет Валькирий
  • Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»
  • Дж. Верди. Хор пленных евреев из оперы «Набукко».
  • Э. Григ. Лирические пьесы, «Птичка», «Весной»
  • Э. Григ. Лирические пьесы, 5 тетрадь, № 3, «Шествие гномов»
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». «Утро»
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». «В Пещере горного короля»
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». Танец Анитры
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». Жалоба Ингрид
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». Смерть Озе.
  • Э. Григ. «Пер Гюнт». Песня Сольвейг
  • П. Дюка. Симфоническое скерцо «Ученик Чародея»
  • К. Сен-Санс. «Карнавал животных». Слушать целиком. «Лебедь» желательно смотреть как балетный номер.
  • К. Дебюсси. «Менестрели»

Итоговый контроль музыкальной культуры учеников осуществляется в конце года куратором культурных нормативов. Контроль будет проходить в форме слухового теста, то есть, дети должны на слух узнать изученные произведения. Для прослушивания отрывка дается 30-60 секунд, после чего ученик должен как минимум назвать произведение и автора. Для оценки более высокого уровня освоения музыкальных нормативов ребенок должен назвать жанр, принадлежность к национальной культуре, эпохе, описать характер произведения и соотнести его со сходными образами в литературе, живописи и других видах искусства.

- Ольга Иванова

В следующем материале разберем культурные нормативы по изобразительному искусству, которые должны освоить ученики 1-4 классов. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш канал.

Читайте также: