О литературном нормативе для учеников 1-4 классов мы писали вчера. Сегодня рассмотрим еще одно направление культурного норматива - музыкальное (всего направлений семь).
Музыкальная культура предполагает знакомство с необходимым минимумом музыкальных произведений, представляющих образцы разных музыкальных стилей и жанров, как классических, так и современных, знакомство с музыкальной литературой, а также умение различать виды музыкального искусства и типы музыкальных площадок. Культурный норматив предполагает посещение различных площадок для знакомства с живой музыкой.
Для тех детей, которые хотят по окончании учебного года получить золотую медаль культурного человека, необходимо посетить минимум 3 концертные организации за год и изучить минимум 7 музыкальных произведений, уметь определять на слух автора, название и жанр произведения, знать век и эпоху его создания, национальную принадлежность, уметь описать характер произведения (эпический, драматический, лирический).
Как отражать свое знакомство с музыкальными произведениями в культурном дневнике? Напомним, для учеников 1-4 классов рекомендовано вести дневник на печатной основе, то есть, в обычной тетради на свой вкус. В дневнике должен быть раздел, посвященный музыке. Если ребенок посетил какую-то площадку (оперный/балетный театр, театр музкомедии, концертный зал и пр.), то в дневнике он фиксирует название и авторов произведения, место и дату посещения, свои впечатления. При знакомстве с музыкальным произведением без посещения площадок, в дневнике может описать свои впечатления от него в произвольной форме, при желании выполнить творческую работу: самостоятельно нарисовать или сделать коллаж к произведению, написать рассказ, подобрать стихотворение, которое больше всего подходит по настроению к музыке, создать презентацию и т.д. Если ребенок посещает музыкальную школу, приветствуется его собственное исполнение или сочинение на тему произведения.
В перечень музыкального направления вошли наиболее известные произведения отечественного и мирового музыкального искусства, и для учащихся начальных классов он получился из 100 произведений:
Отечественная музыка
- Колокольные звоны: благовест, трезвон, перезвон, набат
- Знаменный распев
- А. Алябьев. Сл. А. Дельвига. «Соловей»
- А. Алябьев. Сл. А. Пушкина «Зимняя дорога»,
- А. Варламов. Сл. М. Лермонтова «Горные вершины»,
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Сцена похищения Людмилы из 1 д.
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Дуэттино Фарлафа и Наины и Рондо Фарлафа из 2 д.
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Ария Руслана на Мертвом поле из 2 д.
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 3 д. Персидский хор
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора
- М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». 4 д. Ария Людмилы
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Гном».
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Старый замок»
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Балет невылупившихся птенцов»
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках».
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»
- М. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская».
- А. Бородин. «Богатырская симфония»
- А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 1 д. Песня Галицкого
- А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Ария Игоря.
- А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Ария Кончака
- А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 4 д. Плач Ярославны
- А. Бородин. Опера «Князь Игорь». 2 д. Половецкие пляски
- А. Бородин. Сл. автора. Романс «Спящая княжна»
- П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Марш.
- П. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Битва с мышами
- П. Чайковский. «Лебединое озеро» (смотреть целиком)
- П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро». Неаполитанский танец, Танец маленьких лебедей
- П. Чайковский. «Спящая красавица» (смотреть целиком)
- П. Чайковский. «Детский альбом»
- П. Чайковский. Сл. Плещеева «Легенда» («Был у Христа-младенца сад»)
- Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог. Ария Снегурочки
- Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». 4 д. Сцена таяния Снегурочки
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Вступление «Океан – море синее» и Три песни гостей из 4 к.
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Три чуда
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 7 к. Колыбельная Волховы.
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Ария Царевны-Лебедь
- Н. Римский-Корсаков: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
- Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Симфонический эпизод «Сеча при Керженце»
- Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». Вступление (Шахриар и Шехерезада); 1 ч. («Море и Синдбадов корабль)»; 2 ч. («Рассказ царевича Календера и битва с птицей Рух»); 3 ч. («Царевич и Царевна»); 4 ч. («Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу…»)
- А. Лядов. «Кикимора»
- А. Лядов. «Музыкальная табакерка»
- А. Глазунов. Балет «Раймонда» (смотреть целиком)
- С. Прокофьев. «Золушка» (смотреть целиком)
- С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
- С. Прокофьев, кантата «Александр Невский», Ледовое побоище
- С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей
- С. Прокофьев. «Петя и волк» (слушать целиком)
- С. Прокофьев. «Детская музыка»
- И. Стравинский. Балет «Жар-птица». Вступление и Поганый пляс Кащеева царства.
- И. Стравинский. Балет «Петрушка» (смотреть целиком).
- А. Хачатурян. Балет «Спартак» (смотреть целиком).
- Б. Гребенщиков. «Под небом голубым»
Зарубежная музыка
- Г. Перселл. Опера «Дидона и Эней». Ария (плач) Дидоны
- Дакен. «Кукушка»
- И. С. Бах. «Страсти по Матфею». Хор. № 1 (Шествие на Голгофу)
- И.С. Бах. Месса си минор. Agnus Dei (Агнец Божий)
- И.С. Бах. Хоральная прелюдия фа минор («Я взываю к тебе, Господи»)
- Г.Ф. Гендель. «Мессия». Хор «Аллилуйя»
- Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Хор филистимлян
- Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Ария Самсона.
- Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Дуэт Далилы и служанки
- Г.Ф. Гендель. Оратория «Самсон». Сцена разрушения храма.
- К. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Сцена Орфея и фурий.
- К.В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Пляска фурий.
- К.В. Глюк. «Орфей и Эвридика». 2 д. Мелодия (соло флейты).
- В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Тамино
- В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Папагено
- В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Царицы ночи
- В. Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Ария Памины
- В. Моцарт. Реквием. Ч.7, «Lacrimosa»
- В. Беллини. Опера «Норма». Каватина Нормы Casta diva
- К. Вебер. Опера «Волшебный стрелок». Хор охотников.
- Дж. Россини. «Вильгельм Телль». Увертюра
- Дж. Россини. «Кошачий дуэт»
- Ф. Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь»
- Ф. Шуберт. Аве Мария
- Ф. Шуберт. «Форель»
- Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь»
- Р. Шуман. «Карнавал». «Арлекин»
- Р. Шуман. «Детские сцены»
- Ш. Гуно. Куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст»
- А. Адан. Балет «Жизель» (смотреть целиком)
- Р. Вагнер. Опера «Тангейзер». Увертюра.
- Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин». Вступление к опере, вступление к 3 действию.
- Р. Вагнер. Опера «Валькирия». Полет Валькирий
- Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»
- Дж. Верди. Хор пленных евреев из оперы «Набукко».
- Э. Григ. Лирические пьесы, «Птичка», «Весной»
- Э. Григ. Лирические пьесы, 5 тетрадь, № 3, «Шествие гномов»
- Э. Григ. «Пер Гюнт». «Утро»
- Э. Григ. «Пер Гюнт». «В Пещере горного короля»
- Э. Григ. «Пер Гюнт». Танец Анитры
- Э. Григ. «Пер Гюнт». Жалоба Ингрид
- Э. Григ. «Пер Гюнт». Смерть Озе.
- Э. Григ. «Пер Гюнт». Песня Сольвейг
- П. Дюка. Симфоническое скерцо «Ученик Чародея»
- К. Сен-Санс. «Карнавал животных». Слушать целиком. «Лебедь» желательно смотреть как балетный номер.
- К. Дебюсси. «Менестрели»
Итоговый контроль музыкальной культуры учеников осуществляется в конце года куратором культурных нормативов. Контроль будет проходить в форме слухового теста, то есть, дети должны на слух узнать изученные произведения. Для прослушивания отрывка дается 30-60 секунд, после чего ученик должен как минимум назвать произведение и автора. Для оценки более высокого уровня освоения музыкальных нормативов ребенок должен назвать жанр, принадлежность к национальной культуре, эпохе, описать характер произведения и соотнести его со сходными образами в литературе, живописи и других видах искусства.
- Ольга Иванова
В следующем материале разберем культурные нормативы по изобразительному искусству, которые должны освоить ученики 1-4 классов. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш канал.
Читайте также: