Серьезно и много о необходимости инженерной защиты территории в нашей стране заговорили при подготовке Олимпийских игр в Сочи, где развиты все опасные склоновые процессы. Вместе с тем, говорить не значит делать. Многие заказчики, не понимая отличий качественного протевокамнепадного барьера от сетки Рабица, пытаются использовать не качественные материалы и устройства. А приводит это к тому, что приходится вкладывать все новые и новые средства, в то время как жизнь людей находится в опасности. Об этом мы говорили с генеральным директором ООО «ГЕОБРУГГ» Александром Бариновым.
По мнению специалиста, практика показывает, что проблемы недоучёта опасных процессов, как таковой, нет. Можно говорить о недостаточном внимании к этому вопросу, отсутствии чётких механизмов определения проблемы и предотвращения ее возникновения в будущем.
Например, на одной из конференций в МИИТе вице-президент РЖД демонстрировал статистику по опасным процессам в полосе отвода железных дорог. Только зарегистрированных скально-обвальных участков более 500. К этому добавляются лавины и селевые потоки. Однако информация передаче и распространению не подлежит. Сославшись на гриф «Для служебного пользования», организаторы конференции отказались передавать презентацию. В сборнике статей информация также не была опубликована.
Другой пример – МЧС. Согласно уставу этой организации, она должна заниматься не только ликвидацией последствий ЧС, но и их предотвращением. Однако на практике предотвращением таких явлений как камнепады, обвалы, оползни, сели и лавины МЧС не занимается. Возможно, у ведомства нет рычагов воздействия на собственников инфраструктуры, подверженной воздействию перечисленных процессов.
Для дорожной отрасли также характерна борьба с последствиями воздействия опасных процессов, а не их предотвращение. Дороги (в том числе ж/д пути) в горных районах, например, в Сочи, часто подвергаются схождению оползней и селей. Перекрывается движение, дороги расчищаются и… ничего не предпринимается до следующего оползня. При этом большинство опасных участков хорошо известны, а регулярность возникновения опасных явлений не подлежит сомнению.
В целом, часто приходится слышать ответ: «Это же природа – что мы можем сделать?»
Исторически сложилось, что в России вопросам инженерной защиты, скажем, точечных объектов, уделялось мало внимания. Большая территория позволяла обходить опасные участки, а в случае необходимости спасало отсутствие рыночной экономики (строились огромные дорогие бетонные (и не всегда эффективные) конструкции), либо потребительское отношение к человеческой жизни (т.е. не делалось ничего).
В таких условиях развитие технологий инженерной защиты на небольших участках было невозможно. Только к 2000-м годам отдельные энтузиасты стали работать в этом направлении. Поэтому сейчас отечественные технологии сильно отстают от западных и нам остаётся только перенимать их, дорабатывать и во всю применять для наработки опыта изысканий, проектирования и строительства.
На почве роста интереса к тематике инженерной защиты в Россию пришли несколько международных компаний, а также активизировались местные игроки, особенно стройподрядчики. На гражданский рынок вышли производители кольчужных сеток, которые ранее поставлялись только для военных нужд (защита от подводных лодок). Недостаточная информированность заказчиков, отсутствие нормативной базы и заявленные иностранными компаниями цены помогло местным игрокам пробиться во многие проекты, давя всего лишь на цену. Отсутствие регулирования в отрасли позволило под видом серьёзных конструкций, например, снегоудерживающих и противокамнепадных барьеров, продавать ограждения, по своим инженерным свойствам сравнимые с дачными заборами. По прошествии всего 2-3 лет многие подобные конструкции неоднократно разрушались и восстанавливались вновь. У меня, как и у многих заказчиков, уже скопилась большая подборка фотографий разрушенных конструкций. Постепенно к заказчикам приходит понимание того, что более цены важно техническое соответствие конструкции решаемой задаче. Иначе деньги, хотя бы и не очень большие, просто выбрасываются на ветер, а безопасность населения и инфраструктуры не обеспечивается. Более того, создаётся видимость защиты, хотя на самом деле её нет.
В деле борьбы с мощнейшим воздействием опасных процессов надеяться на волю случая нельзя. Большинство «дешёвых» конструкций до сих пор стоят только потому, что не подверглись сколько-нибудь существенному воздействию опасных процессов. Они просто ждут своего часа, но специалистам их судьба известна уже сейчас. Главный вопрос – не как это произойдёт, а когда.
Полный текст интервью читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ