Фильм появился в конце 1980-х и стал, увы, одним из последних аккордов советско-польской дружбы. Кинематографисты двух братских (на тот момент) стран объединились, чтобы сделать забористое коммерческое кино - приключенческую ленту с элементами «ужастика» и фантастики.
В некотором роде картина – сюжетно и стилистически - была советским ответом голливудскому «Индиане Джонсу». Действие «Заклятия» начиналось в 1954-м: во время войны в Индокитае где-то над вьетнамскими джунглями местные партизаны сбивали вертолёт с французским пилотом. Мужчина умудрялся не только благополучно приземлиться, но и попутно ограбить расположенный в лесу буддистский храм: угрожая оружием, вояка отнимал у буддистов их главную реликвию - змеиную голову, отделанную драгоценными камнями. Буддисты что-то кричали вслед незваному гостю, но довольный француз удирал, не обращая внимания на проклятия. А зря...
Тайна манускрипта
Внутри змеи обнаруживается лист бумаги с загадочным текстом. Раскрыть тайну манускрипта европеец решает много лет спустя. После визита к профессору, расшифровавшему письмена, постаревший боец решается на вояж по местам боевой славы - в Лаос, где, судя по документу, спрятано некое сокровище.
Одновременно с французом-ветераном в джунгли выдвигаются и конкуренты кладоискателя: симпатичная барышня-журналистка, пронюхавшая про манускрипт, а также представители некоей спецслужбы.
Главные роли в фильме сыграли польские актёры. От СССР к работе над картиной подключились представители «Таллинфильма», а дрессированных змей привезли из Ашхабада.
За основу сюжета была выбрана повесть поляка Веслава Гурницкого (работавшего под псевдонимом Роберт Стрэтон) «Хобби доктора Травена». Автор хорошо знал специфику Индокитая, где в молодые годы работал военным переводчиком. В 1980-е Веслав был одним из главных пропагандистов действовавшей власти Польши и соратником тогдашнего главы страны Войцеха Ярузельского. Кстати, именно Веслав Гурницкий составил текст речи Ярузельского, объявлявшего о введении в стране военного положения.
Звезда фильма стала жертвой… осы
Режиссёром фильма стал также не менее известный в Польше деятель культуры - Марек Пестрак, ранее создавший другой успешный в советском прокате фильм «Дознание пилота Пиркса». Кстати, в «Заклятии» Пестрака тоже можно было увидеть, он появился в небольшом эпизоде.
Исполнителем главной роли, бывшего военного француза, стал ещё один видный поляк - Роман Вильгельми. Советский зритель ещё помнил его по многосерийной картине «Четыре танкиста и собака», где артист появлялся в образе первого командира танка «Рыжий». Кстати, в фильме «Заклятие долины змей» персонаж Романа говорил голосом Сергея Шакурова.
Главную женскую роль - французскую журналистку, похожую на певицу Милен Фармер, сыграла польская актриса Ева Салацкая. Для неё это была вторая и, увы, последняя кинороль. В 49 лет актриса ушла из жизни после укуса осы, вызвавшего анафилактический шок.
Из российских актёров в фильме появился актёр Сергей Десницкий. Ему достался образ работающего в Лаосе советского учёного.
Денег на спецэффекты не хватило
Создатели попытались быть максимально точными в деталях. Так, главный герой во время военных эпизодов кружит над лесами за штурвалом настоящего американского военного вертолёта UH-1.
Лаос снимали во Вьетнаме. Кроме того, кинематографисты работали в Париже и Киеве (там создавали сцены в аэропорте).
Одной из важных составляющих фильма стали спецэффекты: превращение главного героя в инопланетянина, а также древние статуи, стреляющие из глаз лазерами.
Увы, из-за ограниченного бюджета многие задумки режиссёра осуществить не удалось. Например, денег не хватило на летающего дракона.
Отдельная тема - музыка Свена Грюнберга, эстонского композитора со шведскими корнями. Она хорошо вписалась в фильм, ведь именно в 1980-е мастер приблизился в своём творчестве к космическому звучанию с элементами фолка.
Улыбнуться и предаться ностальгии
Сегодня фильм воспринимается ностальгически. Спецэффекты кажутся забавными, а сюжетные ходы - примитивными и стереотипными. Хотя наши зрители до сих помнят, как после просмотра фильма было страшно ночью идти в туалет. Ведь в каждом углу мерещились змеи, готовые атаковать здесь и сейчас...