В начале ХX века земли Кубанского казачьего войска делились на три категории: юртовые (станичные), войсковые, офицерские (чиновничьи). Станичным организациям принадлежало 78,4%, войску – 19,3%, офицерам и чиновникам – 7,1 %, церкви – 0,9 %. Основная часть земель относилась к станичным наделам. Казачья верхушка, элита, если выражаться современным языком, пребывала в привилегированном положении. На правах потомственной и пожизненной собственности ей принадлежали лучшие участки сельхоз земель. Казённые и войсковые земли кубанских казаков составляли 1 944 940 десятин. Земли находились в ведении Министерства государственного имущества и войскового правления. На душу казачьего мужского пола в войске приходилось от 16 до 30 десятин. Столь большое различие характеризовалось качеством почвы и местности. Обеспеченность надельной землёй подавляющего большинства казачества позволяла сдавать землю в аренду, получать денежные средства для ведения хозяйства и военной экипировки необходимой для казачьего сословия. Посаженная и арендная плата становились главной доходной статьёй станичных общин.
На форуме сайта http://forum.vgd.ru/ выложены сведения о населённых местах Кубанская области Баталпашинского отдела 1898 года. В статью добавил и некоторые другие данные, которыми я обладаю на сегодняшний день. Суворовская относилась ко второму административно-полицейскому участку. В станице имелись молитвенный дом. 7 мануфактур, 5 мелочных лавок, 11 водных мельниц, 1 кирпичный завод, 2 питейных заведения. С 1852 года в станице проводятся две ежегодные ярмарки: 17 марта и 21 сентября . На земле станичного общества по берегам рек Кума, Тамлык и Дарья переписано 1019 дворовых мест, 3581 мужчин, 3620 женщин. Общее число жителей: 7201 человека.
Смежно основного поселения имелись владельческие усадьбы:
- Посёлок Есаула Бирюкова, расположенный на земле Суворовского станичного общества при реке Кума. Родовое поселение. Имеется своя водяная мукомольная мельница. 1 дворовое место, 3 мужчин, 6 женщин. Всего 9 жителей.
- Посёлок вдовы казака Остроухова. Хутор, расположенный на землях Суворовского станичного общества, при реке Куме. 1 дворовое место, 6мужчин, 3женщины, всего 9 жителей.
- Посёлок подъесаула Перепеловского. Имеется одна водяная мукомольная мельница, при реке Куме, 1 дворовое место, 6 мужчин, 4женщины, всего 10человек,
- Посёлок казака К. Н. Мельникова. Водяная мукомольная мельница, тоже, 1 дворовое место, 5 мужчин, 7 женщин, всего 12 человек. имеется водяная мукомольная мельница.
- На земле Суворовского станичного общества, при реке Кума. Оптовый склад спирта и хлебного вина. 1 дворовое место, 3 мужчины 3 женщины, всего 6 человек,
- Посёлок подъесаула Перепеловского, хутор, на земле частных владельцев в районе Суворовского станичного юрта, при реке Кума, 1 дворовое место. 2 мужчины, 3 женщины, всего 5человек.
- Посёлок на кирпичном заводе Демьянова, хутор, на земле Суворовского станичного общества, при реке Кума, 1 дворовое место. 22 мужчины, 8 женщин,
- Посёлок вдовы казака Рядчиной, хутор, на земле Суворовского станичного общества, при реке Кума, 1 дворовое место. 7 мужчин, 6 женщин, всего 13 человек.
- Посёлок казака В. Н. Мельникова, водяная мукомольная мельница, на земле Суворовского станичного общества, при реке Кума, 1 дворовое место, 4 мужчины, 2 женщины, всего 6 человек.
- Посёлок казака Борисенкова на земле станичного общества, при р. Куме. Имеется водяная мукомольная мельница. 1 дворовое место, 2 мужчины, 4 женщины, всего 6 человек.
Хутора, на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде:
- Посёлок крестьянина Косяка. Хутор, на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде, 1 дворовое место. 12 мужчин и 7 женщин, всего 19 человек.
- Посёлок крестьянина Михайленко, хутор тоже. (Хутор, на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде), 2 дворовых места, 15 мужчин, 11 женщин, всего 26 человек.
- Посёлок крестьянина Скарга? (фамилия, вероятно, не читается), хутор (на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде) 1 дворовое место. 8 мужчин, 3 женщины, всего 9 человек.
- Посёлок крестьянина Немченко, тоже хутор (на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде), 3дворовых места. 16 мужчин, 11 женщин, всего 27 человек.
- Посёлок крестьянина Лысаченко, тоже (на землях частного владельца в районе Суворовской станицы, при пруде), 1 дворовое место, 7 мужчин, 4 женщины, всего 11 человек.
Хутора, на землях Суворовского станичного общества на пруде:
- Посёлок дворянки Горяиновой, хутор, на землях Суворовского станичного общества, при пруду, 3дворовых места, 18 мужчин, 7 женщин, всего 25 человек.
- Посёлок крестьянина Сн???евскаго (фамилия, вероятно, не читается). 1 дворовое место. 7 мужчин, 4 женщины, всего 11 человек.
- Хутор мещанина Домидо? (фамилия, вероятно, не читается). 1дворовое место. 3 мужчины и 3 женщины, всего 9 человек.
- Хутор мещанина Грабовец. 1 дворовое место. 15 мужчин, 8 женщин, всего 23 человека.
- Посёлок подъесаула Перепеловского, при пруде, 8 дворовых мест, 21 мужчина, 28 женщин, всего 49 человек.
На земле Суворовского станичного общества в балке Курсавка:
- Посёлок на общественных землях - Кош при конском табуне, на земле Суворовского станичного общества, при балке Курсавка, 1 кибитка. 7 мужчин.
Принадлежность земель не указана:
- Посёлок казака Рябых. 1 дворовое место, 6 мужчин, 5 женщин. Всего 11 человек. Имеется 1 водяная мукомольная мельница.
- Посёлок крестьянина Суздальцева, 1 дворовое место, 7 мужчин, 12 женщин, всего 19 человек. Мельницы нет.
- Посёлок казака Соловьянова, 1 дворовое место, 2 мужчин, 4 женщины, всего 6. Человек. Имеется водяная мукомольная мельница
- Посёлок крестьянина ????усова (фамилия, вероятно, не читается), водяная мукомольная мельница, на земле станичного общества. 1 дворовое место, 9 мужчин, 12 женщин, всего 21 человек.
- Посёлок хорунжего Колесникова. Имеется водяная мукомольная мельница, тоже, 1 дворовое место. 4 мужчины, 2 женщины, всего 6 человек.
- Посёлок казака Булавинова, водяная мукомольная мельница, тоже, 1 дворовое место, 3 мужчины, 4 женщины, всего 11 человек.
- Лесная сторожка, при балке Угольной? (в районе станицы Бекешевской), 1 дворовое место, 2 мужчины. и 3 женщины. Всего 5 человек.
- Лесная сторожка, при реке Кума, 1 дворовое место. 2 мужчины.
Под каждой записью имеется Подпись Атамана Михаила Павловича Бекичева. 21. 04. 1896г.
В течение XVIII века казачество преобразовывалось . Представители казачьих верхов приобретали закреплённые законодательствами привилегии и мировоззрение русского дворянства , в особенности военную составляющую. Многие казачьи офицеры, вплоть до второй четверти XX века не представляли свою жизнь без службы русскому царю. В тот же момент, казачий монархизм - не однороден и постоянно видоизменялся. Первоначальные сочетания идей сакральности монарха смешивались с идеалами свободной феодальной службы сменился к началу XX века ростом влияния государственного аппарата. В этот период этатизм насаждался казачьим руководством. Но и среди рядового казачества, на рубеже XIX – XX веков государь вызывал различные представления6 от «божьего помазанника», ради которого одна часть казачества не представляла своей жизни, до верховного чиновника, нёсшего личную ответственность за трудности и неудачи в государстве. Казаки высказывали различные мнения о монархии, но сходились в одном: в России необходима сильная и волевая власть, способная держать народ. Также раздавались голоса в пользу замены монарха выборным должностным лицом .
Экономические возможности мобилизации кубанцев к началу XX века исчерпались. Кубанские казаки - военно-служивое сословие. Имея льготы и земельный надел, они несли обязанность военной службы. При принятии в полк, казак должен иметь своего коня и полное обмундирование. Если же у казака не было средств, то поручителем выступал весь его род, который обязывался выплачивать долг государству. Отсталость в аграрной промышленности не всем казакам позволяла потратить более 160 рублей на обмундирование и около 140 рублей на боевого коня. Доходность земли выводила ряд других проблем, в том числе: ухудшение состояния конного парка .
Командование Кубанского войска, совместно с рядовыми казаками заботились о создании нормальной повседневной жизни в период службы. Каждый полк получал от интендантства белье, перчатки, валенки, принадлежности к обозу и тому подобное. Имелись в полках и свои мастерские. Это способствовало самоорганизации и сознательному подчинению командованию.
Особенность военной подготовки казаков заключалась в способах образования в станицах, где дети с раннего возраста обучались военному делу. Атаманы кубанских станиц назначали опытных казаков, отличившихся в боях, которые занимался с молодёжью. Казачий компонент присутствовал в начальных и средних учебных заведениях Кубанской области. Он выражался в преподавании военного строя, военной гимнастики, стрельбы, организации конных состязаний и джигитовке в мужских училищах. Многие школы в качестве школьной униформы вводили казачью военную форму . Все казаки в обязательном порядке проходили лагерные сборы в своих отделах. Приходя на службу в полк, новобранцы продолжали обучаться военному делу. Формировались специальные полковые учебные команды. Казаки осваивали различные предметы: чтение и письмо, устав строевой службы, дисциплинарный устав, устройство войска, чтение топографической карты и другое. В течение месяца проходила практика на местности.
В Кубанской области были широко распространены школы ремесленников. Ежедневно учебный день начинался с общей молитвы. Перед каждым уроком читалась молитва в присутствии начальствующих и классных наставников. Ученикам много рассказывали, и заставляли конспектировать Истории покорения Кавказа, прививали уважение к героям Кавказской войны. Классные наставники проверяли тетради, в которых ученики записывали список прочтённой литературы. Существовали «штрафные журналы» , которыми наделялись ученики за леность и небрежение.
На всенародном станичном сходе в 1894 году станичниками принято решение о возведении большого каменного собора. По мимо храма, начато строительство и церковно-приходских школ. По сведениям Переписи населения Российской империи 1897 года, в Суворовской проживало 6500 человек. Основное население, оставалось безграмотным.
На территории храма были возведены: молитвенный деревянный дом, крытый железом, поставленный на каменном фундаменте. Саманная сторожка с железной крышей, состоящей из двух просторных комнат в которых созданы школы:
Женская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 73 девочки. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1896 году.
Мужская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 59 мальчиков. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1888 году.
В Реестре клировых ведомостей по IX благочинническому округу Кубанской области Ставропольской Епархии за 1911 года описано, что здание сторожки, расположенной возле кладбища, имело железную крышу и каменный фундамент. В ней обучалось 36 мальчиков и 9 девочек. Школа открыта в 1897 году.
На содержание церковной школы выделялось 300 рублей от местного общества. и Баталпашинского отделения 120 рублей ежегодно.
Повседневный казачий быт построен на дисциплине и послушании. С детских лет мальчиков воспитывали как будущих воинов - защитников Родины и престола, формировали чувство особой гордости за принадлежность к казачеству. Воспитательные дисциплины порождали исключительную боеспособность казаков. После образования Кубанского Казачьего войска, кубанцы участвовали во всех войнах России, в том числе и в подавлении крестьянских восстаний внутри страны. Геройство и отвага за свои подвиги при защите Родины породили в казаках чувство превосходства перед другими сословиями.
В 1900 году в южной части станицы суворовское общество воздвигло памятник двоюродным братьям Игнату Васильевичу и Василию Александровичу Остроуховым, которые, в 1848 году находясь вблизи реки Курсавки внезапно были атакованы 50-ю конными горцами. Защищаясь, казаки убили нескольких из хищников. Однако, получив ранения, вскоре оказались в руках нападавших, предавших их мучительной смерти. К памятнику перенесли останки ранее погибших 12-ти донских казаков, оборонявшихся на Айдарском посту, расположенном в устье на реки Дарья .
В том же году в станице возведён пятиглавый Казанский собор, равного которому не было в Баталпашинском округе. Каждая семья выделяла по одному-двум работникам и платила десятину на строительство и украшение храма. Глину для храма добывали из местных карьеров, изготавливали «отмывным способом» - так указано в брошюре «Казанский собор – история бытия» выпущенной в 2004 году благодаря стараниям казачьего клуба ГОУ Суворовской СОШ №2 и его руководителем Еленой Асановой. По всей видимости глину отмачивали, отделяя глинозём от примесей, растворяющихся в воде. Воду меняли несколько раз, затем заполняли в деревянные рамки и оставляли сохнуть под Солнцем. Затем кирпич обжигался в печах. Весь трудоёмкий процесс проходил вручную. Для подвода строительного материала были приобретены пара верблюдов и пара волов. Изготовление кирпича долгий процесс. Шесть лет станичники возводили храм. Служащие в конвое Императора Николая II Свидины заказали в Петербурге колокола. Казаки собрали всё золото, которым располагали для оплаты колоколов и позолоты крестов. Весной 1901 года из Петербурга в станицу прибыл курьер, сообщивший о выполнении заказа. Казаки выдвинули 60 подвод для перевоза церковной утвари. Станичники приготовили изделия ручной работы: наволочки, полотенца, скатерти, занавеси, покрывала для расплаты с мастерами. Подводы украсили для перевоза церковных снастей. Также на одной из подвод изготовили походную часовню. Поход в столицу за колоколами длился полгода. К осени казаки вернулись на Родину. Много историй было рассказано путешественниками. Казаки охотно делились увиденным, но народная память сохранила до наших дней лишь одну историю. Минуя село Куршава (ныне Андроповский район СК), суворовчане увидели всестороннее ликование жителей и поклонение святыне, направленной в Суворовку. За весь путь казаки не видели такого почтения перед церковной утварью по всей России. А жители Куршавы всем селом поклонялись обозу, долго провожали возвращающихся послов.
На въезде в станицу и при храме были отслужены молебны. Колокола поднимали на колокольни лебёдками.
По определению Епархиального Начальства, храм освящён Благочинным священником Матвеем Белоусовым 4 ноября 1902 года в честь второго празднования Казанской иконы Божьей Матери. В день освящения, собор принял несколько тысяч человек. По завершении божественной литургии, проведён крестный ход. Стены церкви были розово-крас¬ными, увенчанные золотыми куполами и крес¬тами. Храм был виден практически со всей станицы.
Ограда построена каменная, из известняка, добываемого между станицами Суворовская и Бекешевская. Здание кирпичное, построенное на каменном фундаменте, покрыто позолоченным железом. Колокольня стоит на 6 деревянных столбах, покрыта позолоченным железом.
Перед входом положены белые мраморные ступени, а за высокими дубовы¬ми дверьми дорогое внутреннее уб¬ранство. Многоярусная алтарная стена украшена золочёной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. В Казанском соборе было три предела: в честь Казанской иконы Божьей Матери, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Стены украшали иконы, написанные маслом, эмалевые с позолоченными и серебряными окладами, полотна икон инкрустированы бисером, белым, розовым и чёрным жемчугом. Винтовая, чёрная кованая лестница с растительным орнаментом на периллах и позолоченными цветами поднималась на высокие балконы. Аналои изготовлен из резного дерева, покрытого позолотой. Тканевые покрывала с наличием бахромы и рюшами выпол¬нены из дорогих шёлковых и парчовых тканей, преимущественно привезённых из походов по Турции и Персии. На полу лежали красные персидские ковровые дорожки с высокой мягкой ворсой. Светлый храм, со множеством больших окон позволял выращивать тропические лимоны. В больших кадках, расставленных по углам, росли плодоносящие деревья, привезённые специально для собора из Персии. Лимонный аромат заполнял храм, придавая ощущений райских благ, уготовленных праведным христианам. Во время больших богослужений в литургиях принимали участие «правый» и «левый» хоры. Название произошло из-за расположения хоров на двух балконах, располагавшихся на верхнем ярусе здания. В «правом» хоре участвовали станичники, в «левом» - приезжие епархиальные хоры.
Крупнейший колокол «Бугай» ос¬тался от сгоревшей церкви. При падении во время пожара от него откололся кусок, но звучание не потерялось. Поэтому его прозвали «Щербатый». Колокол возвещал благовест на новой звоннице, разно¬ся его по округе на десять километров. По записанным Людмилой Асановой воспоминаниям станичников, «звук был настолько сладок и приятен, что в народе его прозвали бархатным». Другой колокол именовали Свидин-колокол, по фамилии заказчиков. После разрушения храма, колокол уцелел и был закопан станичниками в землю, но до сих пор не найден. По всей видимости тех, кто закапывал колокол либо выслали из станицы в Среднюю Азию или Сибирь. Тайну они увезли с собой. Также одно время ходил слух, что колокол закопан на Пьяном кургане близ посёлка Новый (Прикубанский район КЧР).
В штате собора до 1911 года служили два священника, дьякон и два псаломщика. Священник Иоанн Крылов, священник Александр Залеский, диакон Василий Нестеров, псаломщик Георгий Архангельский, псаломщик Михаил Светлов.
На средства умершего полковника Лобова Ильи Васильевича в 1903 году построена Софийская церковь на кладбище. Фотография церкви мне попалась случайно перед 190-летним юбилеем станицы Суворовской. Эту фотографию я представил на фото выставке, проходящей в рамках празднования дня станицы в 2015 году. Станичники подходили к фотографиям и удивлялись тому, что удалось сохранить снимок церкви, о которой большинство людей не слышало. Возле храма находился склеп, в котором был захоронен Илья Васильевич, о чём написано в книге «Крик подстреленной птицы» писателя Тамары Михайловны Лобовой. Никаких раскопок и научных исследований не проводилось. Известно, что располагался он в нескольких метрах от часовни. На сегодняшний день на месте часовни находятся новые захоронения, а камень, которым была вымощена церковь, сложен в виде ограды и ступеней на метровый холм, оставшийся от фундамента храма. Станичные предания «помещают» его в разных частях «старого» кладбища. В 2019 году установлен памятный кресс с табличкой.
В начале своего создания Столыпинская аграрная реформа практически не коснулась преобразования казачества, поскольку была направлена, в первую очередь на разрешение крестьянских вопросов. Но преобразования крестьянского населения, граничащего с казачьими владениями, приводили к изменениям в жизни казаков. В станицах появились разорившиеся в результате реформы крестьяне. Не смотря чёткое контролирование процесса, приток приводил к небольшим социальным напряжениям в казачьих районах.
Так, ещё задолго до начала реформ в поместье Глебова, расположенном на месте бывшей Песчанобродской крепости и аула Мирзоева, в 1894 году появляется первый барак с крестьянами, которые были наняты помещиком для обработки земель. Владения Глебова распределялись вдоль горы Свистунка, по обе стороны реки Кума до восточных окраин Суворовской. При передаче имения Глебову в 1897 году землю измеряли 4 дня. Обилие крупного рогатого скота, отары овец, выращивание пшеницы, ячменя, кукурузы – неполный список работы батраков, живших в одном общем бараке и подённых рабочих. Прибыль поступала на счёт в Москву, где вблизи Охотного ряда жил Глебов, имея в Москве около 100 лавок. Барак для крестьян располагался на месте Дома культуры села Гражданское. Низкая плата за труд и чудовищные условия жизни довели людей до отчаяния. В 1897 году батраки подняли первый бунт против Глебова. С помощью жандармов крестьянские выступления подавлены.
Император жаловал каждому казаку по 30 десятин, есаулам – 60 десятин, командиру – 330 десятин. Суворовская имела 32652 десятины общественной земли. Однако из-за выросшего населения к началу ХХ века наделы уменьшились практически вдвое. По миссионерскому отчёту за 1907 год население станицы: 10495 душ, 1576 дворов. Рождений 573, браков 84, смертей 250 . с момента основания Карантинной станичники занимались хлебопашеством, скотоводством, садоводством и огородничеством, также переработкой сельскохозяйственного сырья. Особенно мукомольной, маслобойной отраслями. В мукомольной промышленности встречались разные виды мельниц: ручные, конные, ветряные, водяные и паровые. Овощи, зерно, масло и фрукты возили на базары Армавира, Баталпашинска, Георгиевска, Пятигорска и Ставрополя.
В связи с ростом населения земли для всех казаков не хватало. По мере сокращения паевых наделов наблюдался заметный рост казачьей бедноты, все чаще стала практиковаться аренда из-за нужды. В 1910 и 1911 годах из Суворовской происходит массовое добровольное переселение казаков в Екатеринодарский уезд в район станицы Выселки. 170 семейств, пожелавших переселиться из густонаселённой станицы, обратились к областному руководству с просьбой о выделении земли. На противоположной от Выселок левой стороне речки Журавка переселенцы основали хутор Новосуворовский, преобразованный в 1915 году в станицу Новосуворовскую. На основании приказа Военному ведомству 1893 года № 93, переселенцам предоставлена двухгодичная льгота. Даты подписание указов: 8 июня 1910 года и 16 июня 1911 года. Большая часть переселенцев читались сектантами (хлысты 63 семей, новоизраильцы 23, поповцы 84семьи).
В 1911 года в станице появился приёмный покой, участковый врач. Были установлены разметки расстояния: до Пятигорска – 36 вёрст, до станции железной дороги Ногут – 24 версты, до станицы Бекешевской – 19 вёрст, Воровсколесской – 26 вёрст, Баталпашинской – 47 вёрст, Боргустанской (Терской области) – 16 вёрст, Ессентуков – 24 версты. Корреспонденция осуществлялась через Темнельгофское почтово-телеграфское отделение, Ставропольской губернии.
В 1911 году дума внесла предложение об изменении существующего положения о землепользовании в казачьих войсках. Документ регулировал аграрные отношения в казачьих областях юга России. Согласно Реестру клировым ведомостям по 9-му благочинническому округу Кубанской области Ставропольской Епархии за 1911 год в Суворовской проживало 1898 крестьян, имевших 338 подворий (1004 мужчин и 894 женщин) . Число крестьян значительно не увеличивалось, и не уменьшалось в начале ХХ века. Отношения между казачеством и крестьянством в станице были напряжённым. Казачество ревностно относилось к иногородним. Имея земельные наделы, казаки привлекали к работе крестьян, или сдавали в аренду им земли. Отношения суворовских казаков и иногородних в станице оставались напряжёнными как и везде на Северном Кавказе. Редкие смешанные браки оборачивались скандалами. Часто казачество устраивало строгие публичные наказания крестьян за мелкие провинности отдельных граждан. При рассмотрении судебных процессов виновными почти всегда оказывались городовики .
В «Положении о поземельном устройстве» речь шла о переходе от общинного к подворному и отрубному землепользованию. С предоставлением прав единоличной собственности на подворные и отрубные участки. На съездах атаманов станиц кубанской области предлагались меры по удлинению периодов переделов земли, оставление паёв за прежними владельцами.
В 1911 — 1912 годах кредитная система Кубанской области начинает новый этап развития, характеризующийся централизацией кредитных ресурсов учреждений мелкого кредитования. В Екатеринодара создаётся Кубанский центральный союз учреждений мелкого кредит. К 1 января 1919 года он объединял 134 кредитных товарищества и 79 ссудо-сберегательных обществ Кубанского округа, продолжая деятельность до 1920 года.
В 1913 году Военный совет Российской империи вынес решение ограничить в праве станичные общества в их противодействии образования новых хуторов и удлинении сроков передела земель. В столыпенской реформации казачество участвовало неохотно, особенно противились нововведениям зажиточные казаки, но необходимость преобразований была понятна всем.
В 1913 году в Екатеринодаре создано «Общество кредита кубанских казаков», кредитующее лиц «исключительно войскового сословия Кубанского казачьего войска, занимающихся преимущественно сельским хозяйством», отдельные станичные и хуторские общества войска. кредитные союзы укрепили кредитоспособность провинциальных банков, расширили и развили посреднические операции. Их деятельность усилила позиции малых и средних кредитных организаций на рынке Кубани .
Правительство распространило на казачье население действие крестьянского поземельного банка для приобретения земли в собственность, установило ограничивающий размер участка. Но вне сферы действий банка оставался общинный казачий фонд, составляющий большую часть земель. Правительство пыталось сохранить казачьи общины, оставляла некоторые льготы в виде дополнительных наделов, которые не раздавались в индивидуальное пользование, а оставались станичном фонде для сдачи в аренду.
Этот процесс происходил и в станице Суворовской, располагавшей крупным земельным фондом отличного качества и производила много хлеба, но прекратился после отречения императора Николая Второго 2 марта 1917 года. Одна из причин гражданской войны 1918-1920 годов на юге страны был отказ казачества реализовывать основные принципы общинного землепользования.
6 - 19 января 2019
Источники:
СГВ. 1852. №2, Колесников В. А. «Станицы Ставрополья Историко-статистический и топонимический справочник (последняя треть XVIII-1917г.)» Москва изд. Нарышкин А.Г. 2012г.
Королёв Н.В. «На Дону нет царя». О так называемом казачьем монархизме // De Die in Diem. Памяти А.П. Пронштейна. 1919 – 1998. Ростов н/Д, 2002. С. 253.
Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар, 1992. Т.1.С. 576.
http://slavakubani.ru/kazachestvo/cossack-identify/moral-values/monarkhizm-v-sisteme-tsennostey-kubanskogo-kazachestva /
Ивченко И.В., Малукало А.Н. Мобилизационные возможности кубанского казачества в конце
XIX — начале XX в. // Россия в войнах XX века. Краснодар, 2003. С. 8.
https://vk.com/wall-148607192_39653
Нещеретов Иван Валерьевич - «Казачьи школы в системе образования Кубанской области в конце XIX начале XX века». Материалы международной заочной научно-практической конференции актуальные вопросы философии, истории и политологии. Новосибирск, 2013 г
ГАКК. Ф.396. On. I. Д. 10231. Л.52.
http://www.okorneva.ru/naselennyie-punktyi-stavropolskoy-gubernii-i-kubanskoy-oblasti/suvorovskaya-stanitsa--batalpashinskiy-otdel
ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДЕ лист 96.
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-bankovskogo-sektora-kubani