В III веке до н. э на территориях современных России, Монголии и Китая возникла первая кочевая империя, принадлежавшая племенам хунну. Вскоре она начала активную внешнюю политику, покорив гигантские территории от Казахстана до Жёлтого моря и заставив великий Китай считаться со своим мнением во всех вопросах. Но прежде, чем орды хуннских всадников огнем и мечом прошлись по Китаю, их силу узнали старые недруги хунну, среди которых первое место по праву занимали племена юэчжи, имя которых мало что скажет современному человеку, а зря: именно юэчжи дали название самой большой части света - Азии и начало многим народам, ее населяющим.
Начало истории.
Первое упоминание о юэчжи относится к VII веку до н. э, а точнее - к 645 году, когда китайский путешественник Гуань Чжун в своем трактате "Гуаньцзы" описал племена ираноязычные европеоидные племена юэчжи (в переводе с древнекитайского - "поедающие мясо") как друзей Срединного царства и поставщиков ценного нефрита. Племена юэчжи первоначально проживали в Таримской впадине, на самом краю пустыни Такла-Макан, где изначально занимались кочевым скотоводством, но потом обнаружили крупные месторождения нефрита, очень высоко ценившегося на востоке, в Китае.
Нефрит позволил юэчжам, наконец, зажить на широкую ногу ни в чем себе не отказывая. В обмен на "драгоценнейший из камней" китайцы были готовы отдать все богатства своей земли, которые юэчжи или оставляли себе, или выгодно перепродавали на запад бактрийцам, персам и грекам, которые знали их под именем "асии" (от этого и пошло слово "Азия").
Несмотря на взаимовыгодную торговлю, отношения юэчжи с Китаем никогда не были безоблачными. Периодически конница юэчжей совершала набеги на восточного соседа, добиваясь более выгодных условий торговли или даже выплаты дани.
Научили на свою голову.
Кроме Китая, важным противником юэчжи были племена хунну, проживавшие на территории современных России и Монголии. После череды бесплодных для обеих сторон войн они заключили мирный договор, важным элементом которого был обмен заложниками. В 216 году до н. э заложником к юэчжи отправился сын шаньюя хунну Тоуманя Модэ, которого отец послал, чтобы замаскировать готовящееся нападение. За время, проведенное в заложниках, Модэ в совершенстве овладел тактикой конницы юэчжи и получив в удел свое войско, переобучил его на западный манер. Конница Модэ с успехом била и племена дунху, и китайские войска, но основным противником для Модэ оставались юэчжи, которых он ободрал до нитки своими набегами. Ситуацию для юэчжи ухудшало и опустынивание Таримской впадины, вызванное изменением климата, уходом озера Лобнор со своего привычного ложа и неумеренным выпасом скота. В такой безвыходной ситуации и было принято решение об исходе из когда-то плодородных земель.
Исход юэчжи.
Первой из Таримской впадины подалась малая группа юэчжей - всего 150 семей. Она бежала на юг, через Тибет, где осела у тибетоязычных цянов в Наньшане и вскоре была ими ассимилирована.
Основная же масса юэчжи ушла на запад, в долину реки Или, где нанесла решающее поражение народу саков, вытеснив его в Кашмир, где те создали позже Индо-скифское царство.
На новом месте юэчжи продолжили прежний образ жизни, в какой-то мере став родоначальниками казахского и уйгурского народов, только продолжалась эта идиллия не долго. В 155 году до н. э на юэчжи обрушились племена усунь в союзе с войсками империи хунну. Это заставило юэчжи опять бросить все и двинуться на юг, в Фергану и Мавераннахр, где они смели с лица земли окончательно ослабевшее к тому времени Греко-Бактрийское царство - один из последних осколков империи Александра Македонского. Но юэчжи не оказались тупыми разрушителями: на полученных ими развалинах они основали одну из великих империй древности - Кушанскую, став родоначальниками для таджикского и туркменского (а позже - и турецкого) народов. Те же юэчжи, кто не покорился кушанским императорам, основали на территории Таджикистана и Афганистана государство эфталитов ("белых гуннов" - так прозвали новых кочевников за европеоидные черты лица и воинственный нрав), которое в первые века нашей эры определяло политику в Центральной Азии и которые стали родоначальниками горцев Афганистана, Пакистана и Индии.