Когда я услышала впервые такое от сына, мне стало не по себе. За что мне такое? Что я сделала не так? Такое ощущение, будто мой внутренний ребёнок сел на пол и разрыдался. Такие горячие крупные слёзы катились по лицу это маленькой девочки. За что её так обидели? Ударили в самое больное.
Пока я стояла в ступоре от неожиданных эмоций, сын продолжал:
- Мама, я тебя не бюлбю (люблю)! Хочу к папе!
Если честно, я растерялась. Мой внутренний ребёнок заливался слезами, хотел на ручки, но его отталкивали. И так как я не могла быстро придумать план действий, решила дать ребёнку то, что он хочет. Хочешь папу? Сейчас позовём. Благо, папа дома был.
Но почему так случилось? Почему мальчик, который при любом удобном и не очень случае просился на ручки, теперь прогоняет меня? Я начала искать ответ.
Первая причина – скудный словарный запас. Он оперирует только теми словами, которые ему доступны в повседневной жизни. Я часто говорила ему:
- Мой хороший, я люблю тебя! Иди ко мне.
В тот момент он не хотел ко мне, вот и перевернул стандартную фразу.
Вторая причина – взросление и кризис 3 лет. До этого он проще переключался на что-то другое, забывал о предмете недавнего плача. А теперь помнит. Все эмоции за день скопились и дали нам взрыв.
Отдавать предпочтение одному родителю или, например, воспитателю в садике, – типично для трёхлетнего кризиса. Он упрямился, оказывался что-то делать, если это предлагаю я. Папины идеи встречались на ура.
Для меня это тоже оказалось кризисом. Кризисом сепарации. Мой малыш, который так сильно нуждался во мне, повзрослел. Мы пережили этот период. Со старшим сыном я особенно остро прочувствовала. А с младшим – даже не заметила. Наверное, подготовка хорошая.
Итак, стратегия действий.
1. Сохраняем спокойствие. Как взрослый человек, я понимаю, что моему ребёнку сложно. Ему нужно научится самостоятельно справится со своими эмоциями.
2. Уважаем право на нежелание быть с мамой. Если он просил (кричал), чтобы я ушла, я предупреждала, что буду на кухне. Буду ждать, когда он захочет подойти ко мне.
3. Безопасность превыше всего! Когда ребёнок в комнате один, закрыты окна, нет колюще-режущих предметов и прочего.
4. Когда ребёнок немного успокоился, важно проанализировать, что он чувствовал. Обсуждаем с ним вместе. И ещё раз объясняем, почему нельзя делать то, что запретили.
5. Делайте всё с любовью. Я помню это накатывающее раздражение. Когда чуть ли не руки трясутся. Мне помогало сделать глубокий вдох и напомнить себе, что это в первую очередь мой ребёнок. РЕБЁНОК! Немного отпускало.
6. Будьте уверены в своей правоте. Ребёнок может хотеть чего угодно: конфет вместо супа, съесть стиральный порошок. У него выгодная позиция: хочет он, а отвечать и разгребать последствия будет мама. Удобно же, правда? Вы знаете, что вы правы. Спокойная уверенность вам поможет.
Все кризисы – это временное явление. Доверие – это навсегда. И часто именно в такие кризисные моменты устанавливаются детско-родительские связи. Насколько мама выдержит, даст свободу и не отвернётся.
Впереди нас ждут подростковые кризисы. Я надеюсь, что и их мы преодолеем без потерь. Я помню себя подростком. Сейчас бы взять ремень, да выпороть хорошенько! Но родители всё вытерпели. Спасибо им за это!