Самым узнаваемым символом американского флота первой половины 20 века были ажурные мачты,украшавшие капитальные корабли Соединенных Штатов почти 40 лет. Своим неповторимым внешним обликом американские корабли мгновенно впечатывались в память даже далеких от флота людей.
Но ,что интересно,эти "летящие" башни никакого отношения к США не имеют. Более того,американский флот-не единственный пользователь данных конструкций,хотя,правда,самый многочисленный.
Это создатель тех самых конструкций,которые мы видим на американских линкорах. Только рассекает он на своем бицикле где то по средней полосе России.
Это Владимир Григорьевич Шухов.
Влади́мир Григо́рьевич Шу́хов (16 [28] августа 1853 — 2 февраля1939) — русский, советский инженер, архитектор, изобретатель, учёный; член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) Академии наук СССР, лауреат премии имени В. И. Ленина (1929), Герой Труда (23 апреля 1928). Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов (1878)[3] и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931). Внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта
Конструкция ажурных гиперболоидных башен была запатентована Шуховым в 1899. А это самая известная его башня
После русско-японской войны большинство военно-морских теоретиков сделало вывод об увеличении дистанции линейного боя. Резко возросла роль систем управления огнем. Таким образом, важным фактором успеха корабля в морском бою становилась способность первым увидеть противника и корректировать стрельбу своего корабля на как можно большем расстоянии. Для этого требовалось поднять наблюдателей и дальномеры как можно выше над палубой,мачта должна быть достаточно высокой, чтобы дым из дымовых труб не мешал наблюдателям, жесткой, чтобы исключить вредное воздействие вибраций на приборы, достаточно прочной, чтобы выдержать разрывы вражеских снарядов и воздействие пороховых газов собственных пушек корабля. Также желательно предусмотреть бронирование, чтобы защитить посты управления огнем от осколков снарядов. В итоге получается высокая массивная конструкция, которая серьезно уменьшает остойчивость , делает корабль гораздо более заметным на большом расстоянии. Каждый флот имел свои взгляды по этому вопросу. Немцы полагали ,что для Северного и Балтийского морей бой на сверхдальних дистанциях практически невозможен. Англичане остановились на конструкции мачты в виде треноги- жесткой и устойчивой, но в то же время весьма тяжелой, несмотря на то, что опоры мачты представляют собой полые трубы. Дальше всех пошли японцы создав уникальные "пагоды" на своих линкорах.
Для быстро растущего американского флота морской инженер Ричард Робинсон предложил использовать конструкцию, запатентованную в 1899 году русским инженером Шуховым.
Устойчивость,прочность,легкость и неуязвимость шуховской конструкции -причина "принятия на вооружение" в американском флоте. С 1906 сетчатые гиперболоиды,получившие название "американские" ,стали устанавливать на линейные корабли флота США. Мачта состояла из тонких прямых элементов, которые, пересекаясь между собой, образовывали гиперболоид вращения.Мачта получалась легкой и прочной, устойчивой к разрывам вражеских снарядов, и способной выдерживать воздействие ударной волны и пороховых газов от выстрелов собственных орудий корабля, к тому же ажурная конструкция обещала быть менее заметной на большом расстоянии. На шуховских мачтах размещались многочисленные дальномеры,приборы наблюдения-подальше от пороховых газов и от грохота собственных пушек .
В 1908 году был проведен обстрел опытной мачты, установленной на мониторе USS Florida (BM–9). Мачта устояла даже после того, как пять элементов одной секции были вырваны близким разрывом 305–мм снаряда. Электрические коммуникации и переговорные устройства, размещенные внутри мачты, совершенно не пострадали. Два офицера, поднявшись на дальномерный пост, пытались раскачать мачту, но безуспешно. Еще тринадцать двенадцатидюймовых снарядов были выпущены по мачте, установленной на старом броненосце USS San Marcos, бывший Texas, и снова решетчатая конструкция показала устойчивость к повреждениям. Воодушевленное результатами испытаний, Главное управление вооружения ВМС США рекомендовало решетчатые мачты к установке на все построенные и только строящиеся линкоры.
Первая "серийная" решетчатая мачта была установлена в 1908 году на только что достроенный броненосец USS Idaho (BB–24). Вначале он получил только одну мачту новой конструкции, а в 1911 году была установлена вторая. Находящиеся в процессе достройки новейшие дредноуты USS South Carolina (BB–26) и USS Michigan (BB–27) также были спешно перепроектированы под установку новых мачт. Корабли, входившие в состав Великого Белого Флота, возвратившись из кругосветного плавания в 1909 году, также получали решетчатые мачты. Высота мачт была ограничена 125 футами (38 метров) для того, чтобы корабли, направляющиеся на Нью–йоркскую военно–морскую верфь или покидающие ее могли проходить под Бруклинским мостом.
Опыт эксплуатации новых мачт выявил и проблемы. Мачты обладали приличной парусностью, были заметны на фоне неба не меньше, а то и лучше обычных мачт, занимали много места на палубе (диаметр основания составлял в среднем 6 метров), да и с прочностью были проблемы. На высоких скоростях мачты вибрировали, затрудняя работу наблюдателей,а от мачт исходили жуткие завывания.Американские офицеры,во время первой мировой войны бывавшие на британских кораблях отмечали меньшую вибрацию британских мачт на полном ходу и при стрельбе главным калибром. Наконец, в январе 1918 году мачту линкора USS Michigan попросту согнуло. То, что не удалось сделать снарядам , совершил океанский шторм -буквально свернул штопором и превратил в груду металлолома переднюю мачту .
Впрочем, этот случай оказался единственным. Расследование инцидента показало, что незадолго до инцидента мачта была повреждена при взрыве одного из орудий,а при ремонте высоту мачты увеличили за счет врезки дополнительной секции . Именно в этом месте мачту и скрутило. Но осадочек остался. На всякий случай проверили мачты других кораблей, и обнаружили изгиб мачты еще одного линкора, USS Connecticut (BB–18). В течение 20–х и 30–х годов выявлялись все новые случаи повреждений и коррозии мачт,при этом особо отмечалось разрушительное влияние газов из дымовых труб. Все это привело к тому, что решетчатые мачты американских линкоров постепенно заменялись на мачты английского образца. Последними американскими кораблями, имевшими решетчатые мачты, стали линкоры типов Colorado и Tennesee ,причем по конструкции они были гораздо более тяжелыми и устойчивыми,чем те что ставили на Michigan .
Развитие систем управления огнем делало их все тяжелее,сложнее , точнее ,все более насыщенными электроникой,хрупкой и очень чувствительной к вибрации,весьма ощутимой на ажурных конструкциях.Поэтому век шуховских башен оказался не слишком длинным. Решетчатые мачты были окончательно демонтированы с американских линкоров только к концу Второй мировой войны ,их в американском флоте заменили на традиционные мачты- треноги британского типа, склепанные из толстых труб.
Четыре корабля с ажурными мачтами служило в зарубежных флотах. Это два дредноута аргентинского флота-"Ривадавиа" и "Морено",построенные в США .Еще два-броненосцы американского флота Миссисипи (BB-23) и Айдахо (BB-24) ,проданные в 1914 Греции ( Килкис и Лемнос)тоже несли ажурные шуховские мачты-вплоть до 1941-когда их потопили немецкие пикировщики.
SMS Фон дер Танн в первоначальном варианте тоже проектировался с ажурными мачтами,но в итоге получил традиционные.
Однако формально первым кораблем ,оснащенным ажурной шуховской мачтой стал все таки российский боевой корабль. Именно линкор «Император Павел I», спущенный на воду в 1907 году, фактически стал первым в мире кораблем, оборудованным гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами. Во время боя в Жёлтом море 28 июля 1904 года на флагманском броненосце «Цесаревич» разорвавшимся японским снарядом повредило фок-мачту, которая чуть не свалилась на надстройку. Для предотвращения подобных инцидентов в будущем было принято решение установить на новых кораблях «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» мачты конструкции Владимира Шухова. Предполагалась высокая устойчивость и живучесть таких мачт при артиллерийском обстреле.Конструкции были высотой 24 метра,поперечное сечение мачт представляло собой эллипс, а сами мачты были выполнены из труб, постепенно уменьшающихся диаметре. Замена традиционных цельных мачт на ажурные гиперболоидные башни позволяла снизить сопротивление воздуха при движении судов, сделать корабли менее заметными для неприятеля на большом расстоянии, а также снизить ущерб повреждений элемента мачт при ведении боевых действий. Но уникальные конструкции так и не прижились в России. На практике выяснилось, что высокие решетчатые мачты существенно повышали дальность обнаружения броненосцев этого типа, облегчали их идентификацию и были прекрасным ориентиром для дальномеров противника. Кроме того вибрация мачт на больших скоростях затрудняла работу дальномерщиков и сигнальщиков,в отличие от американских мачт, русские были не гиперболоидными, а коническими, образующие их элементы не пересекались между собой,диаметр основания мачт был гораздо меньше, чем у американских аналогов,в результате мачты не обеспечивали достаточную жесткость и прочность, как решетчатые мачты американцев, но занимали гораздо больше места на палубе, чем традиционные . 16 августа 1914 года «шуховки» были спилены и заменены на мачты обычного типа. Верхние части решетчатых мачт броненосца «Император Павел I» срезали на уровне дымовых труб и заменили легкими стеньгами с реем,на броненосце «Андрей Первозванный» их срезали несколько ниже дымовых труб. На этом эксперименты с решетчатыми мачтами в России закончились.
Первоначально ажурные мачты планировались на дредноутах типа "Гангут",но в итоге установили обычные.
Кстати,пишут ,что ни Владимиру Шухову,ни Советскому Союзу(которому с 1929 принадлежали патенты на изобретения Шухова) США ни копейки не выплатили... Охрана авторского права,ага...
Ничто так не помогает развитию канала и улучшению Вашей ленты Дзена -как Ваши лайки (военная тайна)) !
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам