Спектакль «Маркес. Без слов» стал режиссерским дебютом актёра Театра им. Е. Вахтангова Валерия Ушакова. Он сам написал пьесу, по которой поставил спектакль, основанный на произведениях Габриэля Гарсиа Маркеса: «Генерал в своём лабиринте», «Глаза голубой собаки», «Жить, чтобы рассказать о жизни», «Сто лет одиночества». Но не только режиссёр спектакля «Маркес. Без слов» является актёром великого театра. Молодые ребята, играющие в постановке, практически все — либо актёры того же театра, либо окончили ТИ им. Б. Щукина: Ян Гахарманов, Марк Бурлай, Анастасия Лукьянова/Евгения Ивашова, Василий Цыганцов, Лада Чуровская, Андрей Вистинь. Да и руководитель театра С.А.Д. Кирилл Рубцов, поддержавший проект,– «вахтанговец» и однокурсник Валерия Ушакова. Так что у всех участников одна алма-матер, а такие люди понимают друг друга с полуслова.
В творческую группу, работавшую над спектаклем, также вошли: Мария Бутусова (художник-постановщик), Михаил Хвастунов (художник по свету), Василий Цыганцов и Андрей Вистинь (постановка боя), Рушан Иксанов (консультант по пластике), Дмитрий Минаев, Вадим Буликов, Андрей Мирный (звукорежиссеры).
На этом организационные перечисления заканчиваются, и в моем повествовании начинается рассказ о магическом, мифическом, философском спектакле «Маркес. Без слов».
Габриэль Гарсия Маркес вдохновил Валерия Ушакова на то, чтобы поставить именно пластический спектакль, в котором практически нет слов. А те слова, которые всё-таки есть, не меняют видение спектакля, а скорее дают чувствам и мыслям, которые возникают при просмотре, двигаться по каким-то им одним ведомым дорожкам.
Важно ли знать о чем произведения, по которым поставлен спектакль? Нет, совсем не важно. Кто их знает — будет разгадывать одни загадки, а кто не знает – другие. Спектакль поставлен достаточно скромно, здесь всего по минимуму. Но в него по максимуму вложено души и искренности.
Жизнь от рождения до смерти, с её радостями и горестями – вот то путешествие на корабле, в которое нам предлагают отправиться создатели спектакля. Главный герой Аурелиано постепенно достает из шкатулок памяти свои воспоминания: светлые и мрачные, яркие и темные, радостные и грустные. Что-то осталось в его памяти, а что-то уже безвозмездно исчезло.
У главного героя есть не то двойник, не то внутренний соперник — Полковник, они спорят друг с другом и помогают друг другу. Вместе идут по лабиринту жизни. Единственный, кто всегда рядом с человеком – его внутренний собеседник, ведь близкие люди со временем уходят.
В спектакле переплетается пластика, цирк, пантомима, фехтование, театр теней. Люди практически не говорят, но говорят тела и тени, предметы и музыка. Музыка с цирковой иронией, сентиментальной грустью и романтическим полётом уводит тебя в личные воспоминания и ощущения, и ты тоже начинаешь ерошить память. Женская шляпа с подсвеченным городом, располагающимся на её полях, способна рассказать целую историю о тех улицах, где герой был счастлив. А тряпичное полотно легко может стать морем, рядом с которым любой из нас всего лишь песчинка, и его может прибить к берегу или унести в бездну. Аурелиано бродит по галерее портретов, вспоминая людей с которыми его сводила жизнь, заглядывает в сундуки с вещами из прошлого, и приоткрывая двери, ведущие в историю — его историю.
Человек жив, пока он помнит? Да, наверное, так. Ведь красота меркнет, силы иссякают, а память позволяет заново пережить лучшие мгновения, вспомнить счастливые моменты, погрустить над разочарованиями, страхами и потерями.
Хотя… Нет. У человека есть еще одна жизнь — он жив, пока о нем помнят родные, близкие и те, кому он стал дорог, делая свои шаги в этом мире.
Автор: Наталия Козлова
Источник: Журнал "Мир женской политики"
https://markeswithoutwords.wordpress.com/