Найти в Дзене

Как Парк А. К. Толстого стал ещё и музеем под открытым небом

Оглавление

В середине XX века все места отдыха украшали гипсовыми фигурами. Брянск стал первым городом в стране, где появились деревянные скульптуры. Сначала Старика-сказочника, потом Емели, Деснянки и других персонажей. Уникальный парк вскоре признали одним из лучших.

Стало возможным это благодаря усилиям его первого директора, прославленного земляка и поэта. О том, как он создавал детище всей своей жизни, рассказала замдиректора городского объединения парков культуры и отдыха Ирина Анопко.

Дитя природы

- Ирина Вячеславовна, как считаете, почему именно Валентину Давыдовичу Динабургскому пришла подобная идея?

Ирина Вячеславовна Анопко родилась в городе Калинине (ныне Тверь). Окончила музыкальное училище Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, потом факультет культуры Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Работала в Брянской филармонии, а семь лет назад перешла в Парк Толстого. С 2015 года - замдиректора по творческой работе городского объединения парков.
Ирина Вячеславовна Анопко родилась в городе Калинине (ныне Тверь). Окончила музыкальное училище Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, потом факультет культуры Санкт-Петербургского университета профсоюзов. Работала в Брянской филармонии, а семь лет назад перешла в Парк Толстого. С 2015 года - замдиректора по творческой работе городского объединения парков.

- Он очень любил природу. Пройдя войну и видя, как вокруг гибнет всё живое, ценил каждую травинку. Сам себя называл лесником. И жалел, когда в парке стали умирать деревья. Вот и решил провести такой эксперимент - найти резчиков, чтобы подарить вязам второе рождение. Но скульптуры долго появлялись на свет, занятие это кропотливое, а выполняли его энтузиасты в свободное от основной работы время. Тем не менее первую фигуру сделали в 1960 году, а в 1974-м, когда парку присвоили и статус музея, их насчитывалось уже более 20. В период расцвета количество выросло втрое. Если изначально фигуры вырезали на корню, то потом на укреплённые основания устанавливали уже готовые изделия, выполненные из более крепких привозных пород, того же дуба.

- Необычное место в итоге внесли в монографию «Парки мира», куда входят 400 самых оригинальных из них со всех уголков Земли.

- Да, и сняли документальный фильм «Сказка брянского парка», который в своё время транслировали во всех кинотеатрах Советского Союза. В 1985 году, к празднованию 1000-летия города, появился фонтан «Чёртова мельница» и музей «Брянский лес», как бы объединившие и завершившие всю деревянную композицию.

Осенью в парке особенно уютная атмосфера.Фото vk.com/tip32 и park32.ru
Осенью в парке особенно уютная атмосфера.Фото vk.com/tip32 и park32.ru

Всё течёт - всё меняется

- К сожалению, резной музей сгорел десять лет назад. А как Валентин Давыдович отнёсся к изменениям, которые произошли с фонтаном после реконструкции?

- Храм Рождества Богородицы, который находится рядом, долгое время использовался не по назначению. В 2005 году его вернули церкви. А через пять лет вместо обветшавших чертей придумали добрых героев, которыми стали мельники. Им Динабургский даже посвятил новую сказку «Водяная мельница». При этом остальные детали фонтана остались прежними, их просто привели в порядок и восстановили. Конечно, об утраченном музее «Брянский лес», который некогда встречал гостей скульптурами лежащих на входе медведей, некоторые вспоминают до сих пор. Но мало кто знает, что здание возвели на месте разобранного в конце 1970-х крытого летнего театра, построенного после войны. Причём он даже не находился в аварийном состоянии. Имел прекрасную живую акустику - слышен был каждый вздох или шорох. Достигался такой эффект за счёт битого стекла, уложенного под сценой. Как вспоминали очевидцы, несколько машин его вывезли при демонтаже. Концертный зал вмещал 500 зрителей. Для них на стоявшем на сцене рояле играл в том числе выдающийся пианист Святослав Рихтер. Выступали и знаменитости того времени - певец Леонид Утёсов, певица Клавдия Шульженко, актриса Рина Зелёная, а Вольф Мессинг читал мысли брянцев и предсказывал их будущее... Подобного концертного зала нам и сегодня не хватает.

- В перестройку за деревянными персонажами никто не следил, часть из них утрачена. А что осталось?

- Всего 23 скульптурные группы, или 45 фигур. Но и с регулярной обработкой сохранить шедевры непросто, ведь они круглый год стоят на открытом воздухе. Часть экспонатов пришлось переделывать уже по три-четыре раза.

- В результате «Брянская мадонна» потеряла своё привычное лицо, сетуют горожане...

- Дерево - это не холст, на нём сложнее воплощать задумку. Одно неаккуратное движение топором или стамеской способно забраковать всю работу.

А найти дерево, подходящее по размеру и качеству, оказалось не так просто. К тому же у каждого художника индивидуальный почерк, а потому трудно создать две абсолютно одинаковые копии. И потом раньше в парке существовала мастерская, где работали со скульптурами в вертикальном положении - так свет падал особым образом. Теперь трудиться приходится в иных условиях, влияющих на общую картину. Но гости областного центра, которые впервые видят современную версию нашей мадонны, приходят в восторг. А мы подсознательно сравниваем её с прежним образом, отчего и возникает некая неудовлетворённость.

Сохранить наследие

-3

- Недавно отмечали день рождения поэта Алексея Константиновича Толстого, чьё имя и носит парк. Возможно, что его однажды переименуют в честь Валентина Давыдовича, столько сделавшего для этого места?

- Сам Динабургский оскорбился бы на это. Ему стоило больших трудов в советскую эпоху присвоить парку имя графа Толстого. Поговаривают, что для этого пришлось ехать на приём к министру культуры Екатерине Фурцевой, чтобы заручиться её поддержкой. И лишь после звонка «сверху» у нас вышло соответствующее распоряжение. Так в 1967-м, к 150-летию со дня рождения поэта и драматурга, парк получил его имя.

- О создании новых деревянных фигур речь тоже не идёт?

- Пока важно восстановить те, которые остаются в печальном состоянии. Например, для «Романа Брянского» мы уже несколько лет не можем подобрать подходящее дерево, а фигуру пора срочно переделывать. Но мало отыскать и оплатить так называемую заготовку, её ещё нужно погрузить, привезти, найти исполнителей... Тем не менее помимо «Брянской мадонны» удалось полностью обновить, к примеру, и «Старика-сказочника», восстановить скульптуры «Двое», «1941-й», «Мудрость», композицию «Ворона и Лисица». Появилась два года назад и совершенно новая скульптура «Охотник с собакой», посвящённая А. К. Толстому, который был заядлым охотником.

- Ирина Вячеславовна, а как вы возрождали экскурсию «Сказка брянского парка»?

- Для каждой скульптуры Динабургский придумывал «легенду». И рассказывал её посетителям. Сначала самостоятельно, потом через художественного руководителя парка. Такая практика продолжалась до 2000-х годов, потом её посчитали ненужной, а материалы по экскурсии исчезли. Семь лет назад решила возродить традицию, для чего много общалась и с самим автором стихов и сказок, и с бывшими сотрудниками учреждения. Так что теперь посетители могут узнать, скажем, что скульптура «1941-й» по плану должна была изображать девушку и парня с гитарой. Но резчик нашёл в дереве осколки снаряда. Так история любви переплелась с темой расставания, и возник образ солдата, склонившего голову на грудь милой.

Источник.