Найти тему

Палеолитические идеалы красоты

Оглавление

Телесный позитив

В кого влюблялись художники палеолита, как менялись идеалы красоты каменного века и менялись ли они вообще? Мы решили разобраться: что общего у современного взгляда на женщин со стереотипами древних художников и так ли уж оригинален наш бодипозитивизм? 

Венера Виллендорфская
Венера Виллендорфская

Нам всем повезло жить в эпоху, когда сосуществуют разные идеалы красоты. Спортивная девушка, худышка, обладательница женственных форм – считать себя королевой может любая. Даже в кино и рекламе уже много лет соседствуют разные образы. Крупные фирмы нижнего белья, когда-то сделавшие бизнес на стандарте 90-60-90, давно не лидеры рынка.

С некоторых пор палеолитические венеры обсуждаются как пример наиболее естественной, традиционной женской красоты, ещё не пострадавшей от резца скульптора по имени Мода. И, конечно, когда мы вспоминаем о каменном веке, на ум сразу приходит дородная Виллендорфская венера или матрона из пещеры Холе-Фельс.

Венера из Холе-Фельс
Венера из Холе-Фельс

Но всё ли так просто? Не имея ничего против движения бодипозитива, мы решили показать, что  палеолит не столь однообразен и plus size не был в ту пору единственным эталоном красоты. Начнём с того, что за последние 200 лет палеолитических венер найдено очень много, но образами массовой культуры становятся далеко не все из них, поэтому о некоторых идеалах древней красоты мы просто не знаем. Вот, например, эту статуэтку в школьных учебниках вы не увидите. И неудивительно, ведь одно из её названий – Vénus impudique – переводится с французского как «Венера бесстыдная». Я не буду вдаваться в анатомические подробности и особенности позы этой скульптуры, но если представить, как могла бы выглядеть эта девушка в реальной жизни, воображение рисует любительницу приседаний со штангой из современного спортзала – очень модный нынче образ.

Vénus impudique из пещеры Ложери Ба
Vénus impudique из пещеры Ложери Ба

Если уж мы заговорили о приседаниях со штангой, то нельзя не вспомнить о явной чемпионке палеолита по этому упражнению – Венере Невшательской.

Венера Невшательская
Венера Невшательская

Одним словом, женские образы палеолита гораздо разнообразнее, чем принято считать. Здесь встречаются и «девочки-тростинки», и красавицы с формами эпохи пинапа, и «девушки плейбоя».

Стилизованная женская фигура из Дольни-Вестонице
Стилизованная женская фигура из Дольни-Вестонице
Мальтинская венера
Мальтинская венера
Венера Гальгенбергская
Венера Гальгенбергская
Мальтинская венера 
Мальтинская венера 
Женские статуэтки со стоянки Мальта
Женские статуэтки со стоянки Мальта

Некоторые археологи даже пытаются проследить изменения в «моде на женскую красоту» эпохи палеолита. Действительно, со временем каноны изображения венер меняются – живот становится более плоским, а бёдра – больше. Но, во-первых, у нас слишком маленькая выборка, чтобы делать однозначные выводы, а, во-вторых, картину сильно усложняют находки совершенно разных образов на одной стоянке. Примером может быть группа женских статуэток из Гённерсдорфа. При всей стилистической схожести эти фигурки явно имеют индивидуальные особенности.

-10
-11
-12

Венеры из Гённерсдорфа

Ещё сложнее картину палеолитических идеалов женской красоты делают находки из Гагарино или Авдеево. Там на одной стоянке обнаружены статуэтки трёх принципиально разных типов: тучные, «классические» и худощавые. И многие археологи считают, что каждый «конституционально-телесный тип прежде всего обозначал отдельную поло-возрастную группу женщин. Эти элементарные общественные единицы, т. е.:  а)“бабушки”, б)“матери” и в)”девушки”, различавшиеся как по производственным функциям, так и по детородным возможностям, в своей совокупности составляли строгую структуру “женской половины” коллектива, разделявшегося и по полу, и по поколениям»(1)

Женские статуэтки из Авдеево
Женские статуэтки из Авдеево

Таким образом, возможно, что дородные палеолитические венеры – это не отражение идеалов женской красоты того времени, а дань уважения к пожилой прародительнице, которая естественным образом имела лишний вес.

Скорее всего, мы никогда не сможем в точности реконструировать картину идеалов палеолитической красоты, но очевидно, что она гораздо сложнее, чем нам кажется. И есть ощущение, что женские образы каменного века были настолько же разнообразными, как и в современном мире.

Ссылки

  • Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: «Искусство». 1985. С. 256

Оригинал статьи читайте на сайте: http://proshloe.com/paleoliticheskie-idealy-krasoty.html