Найти в Дзене
ИНОЙ ПАРАЗИТ

Начало и конец самой результативной субмарины Тихоокеанского флота...

Оглавление
Арт: Иной Паразит (Утонувшая субмарина "Тэнг").
Арт: Иной Паразит (Утонувшая субмарина "Тэнг").

О субмарине и первый удачный поход

Самая эффективная подводная лодка, участвовавшая на военном театре тихого океана, была заложена на военно-морской верфи острова Маре (штат Калифорния) 15 января 1943 года. Спущена 17 августа 1943. После проведённых испытаний субмарина SS-306 вступила в строй 15 октября 1943 года. Данная подводная лодка, была головной в своём классе и построена по самым последним технологиям, имея на своём борту новейший радар для обнаружения кораблей, могла легко находить свои цели. Базировалась данная субмарина, на военно-морской базе в Перл-Харборе.

Субмарина "Тэнг" SS-306, вышла в свой первый боевой поход, 22 января 1944 года и приняла участие в операции "Хэйлстоун" – это был воздушный налёт с авианосцев на острова Трук, – операцию спланировали на начало февраля. Место дислокации субмарины "Тэнг" определили западнее острова Трук, там военные США предполагали, что японцы будут отводить свои войска по морю. Операцию "Хэйлстоун" назначили на два месяца ранее, потому что американцам удалось захватить передовые пункты обороны на Маршалловых островах. Первый конвой, обнаруженный радаром субмарины "Тэнг" утром 17 февраля, состоял из двух транспортных кораблей, одного эскадренного миноносца и пяти малых противолодочных кораблей. Японцы также обнаружили субмарину, и один из противолодочных кораблей направился беспорядочно бомбить "Тэнг". Командир субмарины приказал залечь на дно, тем самым спас подводный корабль. Первой жертвой подводной лодки в этом бою, оказался японский транспорт "Гетин Мару" (6854т.) Командир "Тэнга" приказал пустить четыре торпеды по транспортнику, подойдя к нему на дистанцию в 1300 м, три торпеды попали точно в цель. Далее, он наблюдал в перископ, как транспорт японцев погружается кормой на дно океана, а корабли охраны крутились вокруг, пытаясь найти неприятельскую лодку.

Пять дней спустя командиру лодки "Тэнга", приказали перебазироваться в район Марианских островов, там уже шли бои за остров Сайпан. Приказ был простым, также топить уходящие корабли противника. Не пришлось и в этот раз долго ждать неприятельский конвой, состоящий из трёх грузовых судов, сопровождались они эскадренным миноносцем и тремя противолодочными кораблями. Лодка "Тэнг", преследовала конвой и когда подошла на дистанцию в 1350 м, командир приказал выпустить веером четыре торпеды в транспорт японцев, от которых транспорт разорвало на куски. После таких повреждений он затонул. Данный потопленный транспорт, оказался "Фукуяма Мару". грузоподъёмностью 3581 т. Теперь субмарине "Тэнг", пришлось самой уходить от преследования эскортного японского корабля, подводникам пришлось выжать по максимуму из своих двигателей, чтобы оторваться от неприятеля.

Чтобы закончить начатое, командир лодки приказал, снова найти тот конвой. После захода для новой атаки, субмарине помог удачный случай, потому что, эскортный корабль слишком далеко отошёл от атакуемого транспорта. Опять команда пуск прозвучала от капитана с выгодного для атаки положения. Четыре торпеды вырвались из носовой части субмарины. Две торпеды попали в кормовую часть, вторая взорвалась перед командирским мостиком, судно, подбросив от сильного взрыва, пошло на дно. Лодку "Тэнг", также задело ударной волной, но после проверки, командиру сообщили, что всё в порядке и повреждений нет. Ещё один потопленный транспорт оказался "Ямасимо Мару" (6776 т).

Субмарина SS-306, после небольшой передышки обнаружила утром 22 февраля танкер, грузовое судно и эскадренный миноносец. Но в этот день, судьба не дала шанса на потопление вражеских кораблей, на море, разигрался шторм и лил дождь. Тогда, командир принял решение, не отпускать из виду караван и следовать за ним до наступления темноты. Ночью, выбрав подходящую позицию, командир отдал приказ о запуске очередной партии торпед. Три попали точно в цель, потопив очередной транспорт. Под покровом темноты, лодке пришлось поспешно отойти на дистанцию наблюдения, по ним начали вести беспорядочный огонь из орудий танкера и эскадренного миноносца. На следующий день, заняв хорошую позицию для атаки, субмарина выпустила нужное количество торпед в танкер, от попадания торпед, танкер разорвало на части, люди и куски стали взлетели в воздух, судно ушло на дно за четыре минуты. Японцы писали в своих отчётах, что это был не танкер, а грузовое судно "Этидзэн Мару" (2424 т). Очередной жертвой атаки лодки "Тэнг" SS-306, стало грузовое судно - "Тёко Мару" (1794 т.). Последняя атака была осуществлена 26 февраля, конвой состоял из транспорта, грузового судна и четырёх эскортных кораблей. После приказа капитана об очередном пуске торпед, транспорт противника успел уйти от удара, увеличив ход, все четыре торпеды прошли за кормой. Субмарина за первый поход, использовала 24 торпеды, из них 16 достигли целей, эффективность данной лодки считается отличной, впервые выйдя в поход, потопив при этом, пять торговых судов, общим тоннажем 21000 т.

Подводная лодка "Тэнг" использовала тактику - "метод минимального силуэта". Когда ночью можно было заходить прямо на цель, оставаясь незамеченным. Данной тактике учили командный состав в Нью-Лондоне. Первой субмариной, применив этот метод, была субмарина "Хэйк".

Общие характеристики подводной лодки "Тэнг" SS-306

Класс и тип: дизель-электрическая подводная лодка класса Балао

Водоизмещение:

1470 тонн (1490 тонн) при всплытии

При затоплении 2040 тонн (2 070 тонн)

Длина: (95,05 м)

Ширина: (8,33 м)

Осадка: (5,13 м) максимум

Силовая установка:

4 × Fairbanks-Morse Модель 38D8 9-цилиндровые дизельные двигатели с противоположным расположением поршней, приводящие в движение электрические генераторы

2 × 126-элементные батареи Sargo

4-х скоростные электродвигатели Elliott с редукторами

2 × пропеллеры

На поверхности 5400 л.с. (4,0 МВт)

Под водой 2,740 л.с. (2,04 МВт)

Скорость:

20,25 кн (23,30 миль/ч; 37,50 км/ч) при всплытии

Погружение в воду на 8,75 кн (10,07 миль в час; 16,21 км/ч)

Диапазон: 11 000 миль в час (13 000 миль; 20 000 км) всплытие со скоростью 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч)

Время в походе:

48 часов при погружении в 2 кн (2,3 мили в час; 3,7 км/ч)

75 дней в походе

Тестовое погружение: 400 футов (120 м), но может погружаться и ниже 600 футов (180 м)

Состав: 10 офицеров, 68 моряков

Вооружение:

10 × 21-дюймовые (533 мм) торпедные аппараты

6 вперед, 4 назад

24 торпеды

Палубное вооружение 1 × 5 дюймов (127 мм)/25 калибра

Бофорс 40 мм и пушка Эрликон 20 мм.

Максимальная эффективность

Начиная с 8 июня свой третий поход, подводная лодка "Тэнг" вышла в район Восточно-Китайского и Жёлтого моря. В этом результативном боевом походе, субмарина в период конца июня и начало июля, нанесла такой большой урон японскому торговому флоту, который можно было сравнить лишь со стихийным бедствием. Первые жертвы третьего похода, были отражены в отчёте капитана Ричарда Х. ОКейна, о том, что в этой атаке на конвой, было потоплено грузовое судно и крупный танкер. В японских отчётах говориться, о потере трёх грузовых судов и одного танкера. В послевоенный период, историки установили, что субмарина "Тэнг", пустила на дно два грузовых и два грузопассажирских судна. Далее подводная лодка "Тэнг", утопила ещё одно судно, которое шло без охраны, догнав его в надводном положении.

Утром 1 июля, после удачной погони и последующим пуском транспорта, субмарина SS-306, обнаружила очередной конвой, состоящий из одного транспорта и одного танкера (878 т). Грузовое судно было потоплено сразу, а за танкером пришлось погоняться, он смог скрыться после потопления первого судна, но всё равно, его постигла та-же судьба, что и предыдущие судно. Очередной успех не заставил долго ждать, 4 июля субмарина "Тэнг" SS-306, потопила ещё два судна, всё это произошло на рассвете. После этого капитан лодки обнаружил парусное судно, предположительно плавучую базу для гидросамолётов. Очередное судно потопили. После всплытия субмарины "Тэнг", на воде находилось 50 человек, вокруг которых кружили рыбацкие лодки. В итоге, предположительная база, оказалась обычным транспортным судном. В этот же день, "Тэнг" обнаружила на горизонте дым, это был японский транспортник, заняв позицию для атаки, капитан скомандовал о пуске двух торпед, которые утопили судно. После всплытия, на месте был обнаружен один выживший моряк, который держался за перевёрнутую шлюпку, подводники спасли его. Последние две торпеды остались для потопления японского судна, действия развернулись под покровом ночи, в водах близ Дайрена. Данное судно, было последним потопленным на путях сообщения Дайрен - Кюсю.

Итоги похода, 10 кораблей противника. Ни одна американская субмарина не добилась таких результатов. Что касается тоннажа потопленных судов, то тут отличились и опередили лодку "Тэнг" лишь три подводные лодки: "Рашен", Флэшер". Арчерфиш".

Сводная таблица потопленных судов, субмариной "Тэнг" в период июнь-июль 1944г. Общее число потопленного тоннажа только одной лодкой "Тэнг" составляет: 39 160 т.
Сводная таблица потопленных судов, субмариной "Тэнг" в период июнь-июль 1944г. Общее число потопленного тоннажа только одной лодкой "Тэнг" составляет: 39 160 т.
За июль 1944г., японские верфи смогли построить торговых судов общим тоннажем 106612 т. Таким образом, если сравнить, что за тот же период одна только субмарина, смогла пустить на дно такое количество кораблей, то в будущей перспективе, Японский торговый флот, ожидало полное уничтожение.

Пятый короткий боевой поход успешной субмарины.

Сводная таблица потопленных судов, субмариной "Тэнг" в период октября 1944г. Общее число потопленного тоннажа только одной лодкой "Тэнг" составляет: 21 772 т.
Сводная таблица потопленных судов, субмариной "Тэнг" в период октября 1944г. Общее число потопленного тоннажа только одной лодкой "Тэнг" составляет: 21 772 т.
Общее число потопленных торговых посудин лодкой "Тэнг", составляет 24 штуки с валовым тоннажем 93 184 т.

Последний пуск

В ходе последнего боя с вражескими транспортными судами, на субмарине осталась одна лишь торпеда, которую Лейтенант Билл Либолд старший помощник капитана, назвал сувенирной и предложил оставить для себя. На это капитан ОКейн не согласился и решил её использовать по назначению против эскортного корабля, который находился уже в повреждённом состоянии и не мог быстро передвигаться. Когда лодка была готова к стрельбе, капитан Окейн находился на мостике с ещё восемью членами экипажа, после этого, он скомандовал пустить последнюю торпеду, в этот момент он подумал - "Тэнг" сможет незаметно ускользнуть из этих опасных вод и вернуться на свою базу в Перл-Харбор".

Но что то пошло не так, выпущенная торпеда скорее всего, имела брак, и в её рулевом механизме что то сломалось, тем самым, она развернулась в обратном направлении и пошла по кругу прямо на субмарину "Тэнг". В тоже мгновение капитан получил сигнал о тревоге, что в них была запущена торпеда, все находящиеся на мостике начали пристально смотреть в разные стороны, и тут же увидели, как слева от лодки был виден фосфоресцирующий след торпеды. Тогда капитан объявил тревогу и приказал немедленно начать манёвр уклонения. Субмарина начала медленно набирать скорость и уклоняться вправо.

В голове ОКейна возник вопрос, несмотря на то, что в них направлении идёт торпеда. Но откуда она могла взяться, кто мог атаковать столь современную субмарину, оснащённую последним словом техники. На горизонте был единственный военный корабль, больше никого не было. Матросы и капитан, находившиеся на мостике были уверены до последнего, что вот-вот и они смогут уйти от удара, но всё произошло плачевно для всей команды субмарины. Удар был настолько сильным, что с мостика сбросило всех взрывной волной в море. Не подозревающие подводники, были сброшены со своих мест, те, кто находился в корме, потеряли сознание, они даже не поняли, что произошло и все захлебнулись, не придя в сознание. Первое впечатление у всех было то, что "Тэнг" наткнулся на мину. Корма лодки стала погружаться и опустилась на дно, примерно на 180 футов, а носовая часть стала виднеться из океана.

Борьба за выживание

За несколько секунд, ОКейн приказал задраить рубочный люк на мостике, тем самым спас большинство членов экипажа. От мощного взрыва предназначенного топить большие суда, экипаж лодки получил переломы рук и ног. Ситуация усугубилась пожаром, возникшем в аккумуляторном отсеке, в носовой части субмарины. Пожар локализовали, но едкий дым продолжал заполнять внутреннее пространство лодки, тлели провода.

Те, кто остался на поверхности, не имел спасательных жилетов и через несколько секунд, в живых остались четверо: ОКейн, Либолд, инженер-механик лейтенант Ларри Савадник и радист Флойд Каверли – перед тем как в лодку ударила торпеда, он поднялся на мостик доложить о сбое части аппаратуры.

Один матрос-механик Клейтон Оливер, очнувшись, смог сообразить, что единственный выход из лодки на поверхность, через носовую часть. Он находился возле устройства управления второй балластной цистерны. Включив систему закачки воды в цистерны, лодка выровнялась и погрузилась на дно, тем самым у оставшихся в живых, появилась возможность добраться до индивидуальных спасательных средств – аппараты Момсена. Также, Оливер уничтожил все кодовые таблицы лодки. В это время, на раненых и сильно контуженых подводников, обрушились противолодочные мины, на лодке творился кромешный ад, матросов бросало по внутренним помещениям субмарины "Тэнг", кто то терял сознания, кто то обессилил и хотел уже сдаться.

После четырёх часов бомбовых сбросов, японцы затихли, выслушивая, где находиться лодка. Тридцать уцелевших человек, решили выбираться группами, через торпедный аппарат. Руководил спасательной операцией командир торпедного отсека лейтенант Джим Флэнаган. В специальную спасательную камеру поместили первый подводников, но через 30 минут осушения камеры, в ней всё ещё находились три матроса, только одни смог выбраться из камеры, но позже выяснилось, что он утонул. С четвёртой группой выбрался и Фленаган. Путь выхода был сложным, необходимо было забираться по канату на поверхность, где плавал спасательный буёк. Поднявшись на поверхность, на дне произошёл взрыв, перед тем как покинуть лодку, Фленаган заметил, что аккумуляторный отсек вспыхнул как спичка, краска начала пузыриться на перегородке, между торпедным отсеком и местом пожара. Оставшиеся подводники, замурованные на субмарине "Тэнг", так и не смогли выбраться на поверхность.

Схема затопления субмарины "Тэнг".
Схема затопления субмарины "Тэнг".

Плен, освобождение, награда

Всего, в этой битве за жизнь восьмидесяти подводников, включая офицеров, старшин и рядовых, уцелело только девять человек. Из лодки смогли выбраться тридцать человек; восемь добрались до поверхности воды; пять человек держались до утра и были подобраны японцами. Для девятерых оставшихся в живых и попавших в плен моряков, испытания не закончилось. Подобравший их миноносец, также подбирал японских моряков с торпедированных судов субмариной "Тэнг", группу подводников, начали избивать японские моряки.

«Когда мы поняли, что нас избивают обгоревшие и искалеченные японцы, которым удалось спастись с потопленных нами судов, мы приняли наши побои как должное», - писал в своём дневнике командир лодки.

В плену, оставшиеся моряки включая Окейна, пробыли в лагере в Омори до 29 августа 1945 года, Когда лагерь был освобождён американцами, в нём обнаружили уцелевших подводников с субмарины "Тэнг".

Окейна наградило командование подводными силами Тихоокеанского флота, Почётным орденом конгресса, который был ему лично вручён президентом США в апреле 1946 года.

Несостыковки в исторических источниках

Изучая данный материал, была выявлена несостыковка. То, что лодка "Тэнг" имела на вооружении 24 торпеды и делала залпы сразу четырьмя либо двумя торпедами, но ни как ни одной, так как одной торпедой поразить большое транспортное судно было сложно. В одних источниках говориться, что была пущена последняя сувенирная торпеда, в других говориться, что были выпущены последние две торпеды, и одна начала отклоняться от курса, кому верить непонятно, но следуя логики стрельбы по кораблям в военное время, на борту должно было остаться всего две торпеды.

Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!