Как и любая работа с людьми, работа в приемной комиссии не лишена сложностей. Порой эти сложности перерастают в конфликты. Расскажу, по каким причинам происходят конфликты и как их можно избежать. Сегодня обсудим конфликты между работниками приемной комиссии и родителями абитуриентов.
Тип 1. "У ребенка мало баллов = плохая приемная комиссия"
Это бывает чаще всего, в разных вариациях - вуз плохой, правила плохие, работники плохие, и вообще, по мнению таких родителей, виноваты все вокруг, кроме ребенка и самих родителей. Одну такую ситуацию я описывала вот в этой статье. Уважаемые родители абитуриентов! Ваш ребенок - уникальный, как и любой человек. Он замечательный, и для каждой мамы именно ее ребенок - лучший и самый любимый, никто не спорит с этим. Но при поступлении играют по правилам приема - здесь имеет значение лишь сумма баллов и индивидуальных достижений. Нравятся вам эти правила или нет - подавая документы в вуз, вы их принимаете. Бессмысленно и бесполезно требовать от сотрудников приемной комиссии что-то, выходящее за рамки правил приема.
Как избежать таких конфликтов? Изучите правила приёма, посмотрите проходные баллы прошлых лет (если проходной был 250, то шансы, что станет 165, настолько малы, что их нет), позаботьтесь об индивидуальных достижениях, проконсультируйтесь с представителем выбранного факультета. Разумеется, позаботьтесь о том, чтобы ребенок сдал экзамены как следует. Ну и не забудьте объективно (а лучше критически) оценить сумму набранных баллов и в соответствии с баллами выбрать вузы для подачи документов.
Тип 2. "Моего ребенка не взяли, а этого (эту) взяли!"
Такие претензии обычно предъявляют родители тех детей, которые на момент окончания приема оригиналов какой-то из волн зачисления (про волны можно прочесть здесь) висели на волоске (были последними или предпоследними в списке на зачисление) и не стали ждать последних минут, отдав предпочтение другому факультету или вузу, где шансы на зачисление были выше. Каких только проклятий не призывали на мою голову такие родители! Объяснять, что окончательное решение принимает каждый сам, что я не могу кому-то запретить или кого-то заставить принести или не приносить аттестат за 30-10-5 минут до окончания приема, что они сами уехали и не стали рисковать, а другой человек с такими же баллами (или даже меньшими) остался ждать и рискнул - бесполезно. Разочарование ищет выхода, отчего бы не наорать на работника приемной комиссии?
Как избежать таких конфликтов? Во-первых, научиться отвечать за свои поступки самим, и за последствия этих поступков - тоже. Во-вторых, взвесить все ЗА и ПРОТИВ. Прям вот взять листок бумаги и написать, что будет, если вы уедете? Что будет, если останетесь? Проанализировать все варианты развития событий и принять взвешенное решение - если потенциальная выгода (поступление на желанное место) превышает потенциальные потери (не поступить на бюджетное место никуда) - ждите до последнего. Если нет - активируйте запасные варианты. Вроде просто, да? Ну и в-третьих, нужно держать себя в руках в любой ситуации.
Тип 3. "Вы должны были догадаться!"
Ну разумеется, в приемную комиссию нас так и берут работать - исключительно тех, кто умеет читать мысли, иначе никак. Мы тут все телепаты и экстрасенсы - знаем без ваших слов, что вам хочется, и будущее предсказываем - кто точно придет, а кто не собирается к нам поступать. Ну абсурд же! Было бы смешно, если б не было правдой. Ко мне на полном серьезе приходили люди с такими претензиями: "Мы, конечно, не говорили, что хотим, но вы должны были догадаться", и требовали от меня пояснений, почему я не догадалась и что им теперь делать.
Как избежать таких конфликтов? Никто не должен ни о чем догадываться. Озвучивайте свои желания и вопросы. Словами. Через рот. Иного способа, чтобы вас услышали, нет.
Тип 4. "Нам не сказали", "Мы не знали".
Обычно это касается дат и времени работы, индивидуальных достижений или каких-то нюансов. Претензии и конфликт создаются на пустом месте - у каждого в заявлении есть строчка, что человек ознакомлен с правилами приема, и личная подпись абитуриента рядом. Если вы невнимательно читаете правила, или подписываете не читая, остается только развести руками. Со своей стороны вуз делает все, чтобы информировать поступающих, их родителей и всех заинтересованных - сайт, соцсети, памятки абитуриента, буклеты, рассылки, чаты, звонки, консультации и т.д.
Как избежать таких конфликтов? Во-первых, читать правила приема. Во-вторых, не стесняться задать вопрос (смотрим выше - словами!). В-третьих, полезно быть на связи (если оставляете номер телефона, отвечайте на звонки! поверьте, сотрудникам приемной комиссии общения хватает и вам звонят не просто так, а по делу).
Тип 5. Неуважение личных границ, непонимание разницы между личным и рабочим временем
Каждая приемная комиссия имеет рабочий график. Кроме непосредственно работы с абитуриентами у сотрудников приемной комиссии есть масса обязанностей - работа с документами, организация мероприятий для абитуриентов, работа с сайтом, соцсетями, консультации по телефону и скайпу и т.д.
Еще сюда относится прямое игнорирование границ. К примеру, минувшим летом одна дама спрашивала в общей беседе (на 250 человек, если что) в 2-05 ночи с субботы на воскресенье о шансах на поступление ее ребенка. Ладно я, у меня работа такая, я спокойно отношусь к вопросам в любое время суток, но остальные-то участники чата за что пострадали?
Как избежать таких конфликтов? Если указано, что прием документов до 16.00, не надо приходить в 16.30 и ругаться, что "все здесь бездельники, работают мало, и вообще, быстро подскочили и бегом принимать документы у моего ребенка, ибо мы хотим сейчас и нам пофиг на ваш график работы".
Уважайте личные границы, думайте, в какое время и куда адресовать свой вопрос. Помните, что по завершении рабочего дня каждый сотрудник приемной комиссии имеет право сбросить мантию, выйти из университета и, превратившись в обычного человека, пойти по своим делам, к совей семье, куда угодно, в общем.
Тип 6. Вопросы, не касающиеся поступления
Приёмная комиссия - не общая справочная служба, приёмная комиссия занимается вопросами приема, поступления, зачисления. Логично? Но не для всех.
Ну не занимается приемная комиссия распределением мест в общежитии! Можно ли заменить одну справку на другую, что делать, если адрес регистрации мамы и папы не совпадает, какая форма справки от врача и т.д. - это не в приемную комиссию, это в раздел общежитие.
- Расписание пересдач надо узнавать в деканате, а не в приемной комиссии.
- Разницу в учебных планах считает зам.декана и учебная часть, а не приемная комиссия.
- Курсы иностранных языков тоже не в приемной комиссии.
21 век, интернет есть у каждого первого. А у вуза есть сайт, где вся информация приведена в соответствующих разделах. Я не против подсказать телефон какой-то кафедры, или рассказать про общежитие (ибо я там сама жила в бытность студенткой), но это лишь тогда, когда я владею вопросом. Приходят же такие вопросы, которые касаются нюансов, а потом мне высказывают претензии, почему такая плохая "горячая линия". Да не горячая линия плохая, а вопросы надо задавать по адресу (см.фото)
Как избежать таких конфликтов? Задавайте вопросы по адресу. Пользуйтесь сайтом. Читайте внимательно. Не забывайте говорить/писать "здравствуйте".
Тип 7. Плохая консультация / грубость со стороны работников
К счастью, этих проблем на моем факультете не было (мы делаем всё, чтобы и дальше не возникло). Но рассказы абитуриентов бывают разные, истории о том, что где-то кому-то нахамили я слышала, хоть и нечасто.
Как избежать таких конфликтов? Будьте вежливы. Как правило, вежливость открывает все двери. Если не помогло - обратитесь к ответственному за прием документов на нужный вам факультет. Если опять не помогло (или, к примеру, конфликт именно с этим человеком и произошел) - обратитесь к ответственному секретарю приемной комиссии или его заместителю. Эти люди точно помогут вам решить все вопросы и обязательно найдут меры воздействия на провинившегося сотрудника.
Если у вас есть опыт разрешения конфликтных ситуаций при поступлении и вы хотите им поделиться - добро пожаловать в комментарии, обсудим.
Другие статьи с информацией про поступление можно прочесть здесь. В отдельную подборку я собрала материал о том, как общаться с приемной комиссией:
✔ Моя визитка
✔ Мой факультет
✔ ЗАДАТЬ ВОПРОС о поступлении
✔ Подборки публикаций ПО ТЕМАМ
✔ Мой телеграм-канал о работе и о личном
✔ Мой YouTube-канал о красивом и путешествиях