Марьина Роща - район Москвы, о котором сложено множество легенд и мистических сказаний.
Конечно, в наши дни Марьина Роща – далеко не то темное место, каким оно считалось ранее. Но вот что интересно: говорят, что именно здесь – самая высокая концентрация всевозможных эзотерических обществ и контор. Почему? Вероятно, все дело в фантасмагорических легендах и мифах, которые витают над Марьиной Рощей уже не одно столетие.
Легенда 1.
В стародавние времена тела умерших зарывали там, где человека застала смерть. С появлением приходских церквей — Нив Божиих — хоронить стали в церковных оградах. Появление городских кладбищ связано с императрицей Елизаветой Петровной, страдающей, по мнению медиков, танатофобией — боязнью смерти.
Однажды, проезжая мимо церкви, Елизавета встретила похоронную процессию, и у нее сделалось расстройство чувств. В тот же день она подписала указ об устройстве “в пристойных местах” за границей города мест для захоронений. В 1750 году на окраине Москвы, вблизи Марьиной Рощи, было устроено первое городское кладбище, которое стали называть по имени освященной на ней церкви Св. Лазаря — Лазаревским.
Это было кладбище “ваганек” (бомжей), подобранных на улицах, погибших в пьяных драках. Место погребения нераскаявшихся грешников, умерших “дурной смертью” и самоубийц. На его территории с незапамятных времен существовал “убогий дом”, а точнее — морг для неопознанных трупов. В течение года сюда со всей Москвы свозились неопознанные тела. Всю зиму они лежали в специальных подвалах, на льду. Хоронили их летом, на седьмую неделю после Пасхи, в праздник Семик. Москвичи приходили в этот день на Лазаревское кладбище, чтобы помянуть своих без вести пропавших родственников. Поминки кончались лихим разгульем, буйными пьянками и драками.
В 1934 году на месте разоренного Лазаревского кладбища устроили Детский парк, а позже проложили трассу. На оскверненных перекопанных могилах гуляли пионеры и пенсионеры, веселилась и выпивала молодежь. На танцплощадке, получившей в народе циничное название “на косточках”, звучали модные танго и фокстроты.
Одновременно с кладбищем закрыли церковь. Вначале ее собирались перестроить под крематорий, но потом отдали церковь под общежитие для рабочих, затем мастерским Театра оперетты. Из храма вместо звона колоколов стали разноситься развеселые арии из водевилей. Сейчас церковь Сошествия Святого Духа восстановлена, в память обо всех погребенных на кладбище возвели и освятили Владимирскую часовню.
В 1920—30-е годы, когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, название “Марьина Роща” вновь стало символом “нечистого”. У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву. Марьина Роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны. Большинство событий в фильме “Место встречи изменить нельзя” происходит в Марьиной Роще. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки-модистки, живущей в 7-м проезде Марьиной Рощи. Награбленное добро бандиты из “Черной кошки” прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице.
По иронии судьбы именно в Марьиной Роще появляется первый советский маньяк, вошедший в историю криминалистики под “оригинальной” кличкой Маньяк.
Легенда 2.
Совсем рядом с Лазаревским находится самое маленькое из московских чумных кладбищ 1771 года — Миусское. В советское время его не раз собирались ликвидировать, но что-то мистическим образом мешало это сделать, пострадала лишь небольшая его часть. На разоренном и поруганном участке находятся сегодня часть Савеловского рынка и несколько жилых домов. В советское время на бывшей кладбищенской земле был построен завод, а в перестройку в нем разместился вьетнамский рынок. Затем в нем разместили цивилизованный радиорынок.
В 2001 году, в период смены хозяев и профиля рынка, случилось странное происшествие, которое до сих пор не могут объяснить ученые. На крыше одного из корпусов стали появляться странные прямоугольные пятна, очень напоминающие могилы. Железо крыши и стропила будто бы выжигались этими пятнами и крошились. Торговля была остановлена, любопытствующих убрали. В это же время на обшитых железными листами стенах стали появляться следы, оставленные огромной когтистой лапой. Эксперты так и не смогли их идентифицировать, назвав “метками дьявола”. Что это было? Черное влияние разоренных могил или аномальное энергетическое воздействие? Ответа до сих пор нет.
Легенда 3.
Городской же фольклор рассказывает о своей негласной “королеве” — разбойнице Марье, известной знахарке и ворожее. Ходило к ней много народу, и те, кто попадался в руки ее возлюбленного Ильи, бесследно исчезали. По другой версии, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской. Но, как бы то ни было, народное сознание связывало название Марьина Роща исключительно с бандитами, убийцами и покойниками.