Слышали про водителя Uber, который заработал $250 тыс за год?
Пока беспилотники не появились массово на дорогах, в России 700 тысяч человек работает водителями такси. Есть оценка в несколько миллионов, но убедительных подтверждений этому я не нашел. Простая профессия, не требующая особых навыков, кроме умения водить машину (даже русский язык необязательно знать). Конкуренция. Неудивительно, что водители зарабатывают мало. Особенно, если машина в аренде.
Поэтому таксисты перерабатывают и устают – это снижает безопасность вашей поездки.
Серьезная проблема, которую осознает рынок:
«Яндекс» потратит $10 млн, чтобы таксисты не засыпали
Таксисты не смогут проводить за рулем больше 10 часов в сутки
«Яндекс.Такси» начали тестировать фиксированный доход для водителей
Это не только российская специфика – на этой неделе я общался с крупной европейской ride-hailing компанией, проблемы похожие.
Конечно, рынок можно централизованно регулировать – ограничивать рабочее время, повышать цены, вводить проверки и так далее. Но на выходе скорее всего получится бюрократия, а не качественное решение проблемы.
Время от времени я размышлял над тем, какие есть альтернативы. Можно ли например повысить доход с одной машины без повышения цены самой поездки?
Варианты есть. Например, несколько лет назад я помогал делать дек стартапу, который собирался показывать видеорекламу пассажирам, а за просмотры роликов снижать стоимость поездки.
Другие компании пытались продавать брендирование машины логотипами, но в итоге таксопарки пришли к выводу, что рентабельнее всего размещать собственную рекламу.
В 2015 году в американском Forbes мне попалась статья про предпринимателя, который заработал 250 тыс долларов за год, работая в Uber. Кратко – чел запустил микро магазин ювелирки, устроился водителем Uber, во время поездок болтал с пассажирам и показывал продукцию. И пассажиры стали покупать. Конечно, такой успех в основном связан с харизмой и талантом продавца. Но может салон такси – действительно неплохой шоу-рум? Если во время поездки не хочется залипать в телефон, то заняться в машине по сути нечем. Что, если предложить пассажиру напитки, снеки, сладости? Предложить посмотреть интересные мелочи. Хорошо могут зайти хайповые товары с высокой маржой – условный топ алиэкспресс (от спиннеров до зарядок).
Я сам несколько раз общался с водителями на эту тему, рассказывал про таксиста-ювелира.
Недавно нашел компанию Treatsau из Австралии, которая реализовывает что-то подобное. Они называют себя “7-Eleven in a car”. Ящик с продукцией и материалами предоставляется бесплатно. Модель – комиссионная, платят водителям за продажу каждой единицы товара $1 + 25% от суммы заказа. По данным компании это приносят водителям в среднем $2500-3000 дополнительного дохода в год, самым активным – $6000.
Интересно наблюдать за такими историями, потому что мини магазины точно будут в беспилотниках, только станут круче.
Также статьи доступны в Телеграм-канале Беспилотный Запорожец