Мне нужно было как-то добраться из Гаваны в аэропорт курортного кубинского города Варадеро (оттуда меня ждал вылет в Германию, и рейс я, на большое счастье, выбрала вечерний - хоть весь день можно было добираться).
На такси ехать не хотелось совершенно - здесь, помимо цены, вставал ещё и вопрос комфорта. Кубинские такси - это не про комфорт.
Поэтому я купила билет за 10 долларов на автобус кубинской компании "Виазул". Ехать из Гаваны до аэропорта Варадеро около двух с половиной часов. После нескольких 9-часовых перелётов это казалось совсем несложным.
Купила я билет заранее, где-то за месяц, онлайн. Но в случае с Кубой это ровным счётом ничего не значит:
- Вы обязаны распечатать электронный билет, иначе вас не допустят к перевозке;
- Вы обязаны приехать на автостанцию за 60 минут до отправления автобуса и, отстояв очередь, поменять свою распечатку на "бумажный билет";
- Вы обязаны придти к автобусу за 30 минут до отправления, или компания не гарантирует, что при соблюдении всех вышеуказанных условий, вы в автобус сядете - водитель запросто посадит на ваши места своих друзей без билетов.
Так, после приключения "добраться до автостанции" (ведь на билете указан адрес уже год как закрытой старой станции, а вам надо как-то догадаться, что сейчас у станции - новый адрес), я заходила в "офис компании Виазул" в 10:59.
Автобус по расписанию (это важно, потому что по факту они уходят как вздумается водителю) уходил в 12:00. Значит, по всем правилам, в 11:00 я должна быть на станции и поменять свой билет на бумажный.
Счастье, что я уже была тут накануне, и знала, где нужное окошко, и где нужная очередь. Потому что остальные туристы этого не знали, и была большая неразбериха.
Минут 15 я стояла в очереди к письменному столу, где сотрудники брали ваши распечатки, и от руки переписывали информацию на другие бумажки. Никаких компьютеров там, конечно же, нет - только бумага и ручка. Мои данные переписали как "Ольга" (без фамилии или чего-либо ещё).
Зато ведётся тщательный подсчёт стран. Напротив каждого пассажира пишется, из какой он страны (в моём автобусе половина была из Мексики), страны подсчитываются, и куда-то на отдельный лист переписываются.
Ещё минут 15 ждала в зале. Наконец пришёл сотрудник, что-то сказавший на испанском, и часть пассажиров из зала пошла за ним. "Варадеро?", спрашиваю кого-то. Получаю утвердительный ответ, иду за толпой. Никаких обьявлений, указаний - ничего подобного нет.
Путь к автобусу проходит через окошко с приёмом багажа. Если ваши вещи более 10 кг, вы должны их сдать в багажное отделение (платно, оплата в этом окошке).
Я была без багажа, и сумка моя была легче 10 кг, поэтому всю дорогу везла её у себя на коленях.
Все столпились у автобусов. Какой идёт в Варадеро, тоже было непонятно, потому что никаких табличек там нет. С английским туго.
Среди автобусов бегает собака, рыча и "нападая" на всех, кто ей не приглянулся.
Не повезло тёте в мохнатых тапках.
Время уже 12, в автобус не пускают. Водитель сходил налил из под уличного крана воды, поболтал с кем только можно, впустил в автобус своих друзей, которые заняли все лучшие места.
И только после этого началась посадка.
Автобус старый, судя по иероглифам - китайский. Кондиционер нужно выключать сразу же - дует на полную мощность со всех сторон, уже после 10 минут поездки местные стали доставать тёплую одежду.
Друзья водителя расположились со всеми удобствами, закинув ноги до потолка.
Остальным пассажирам не так повезло - как только пассажир впереди откидывает кресло, у вас остаётся в лучшем случае пара сантиметров свободного пространства. В худшем - нет.
Вместо 12:00 автобус выехал из Гаваны около 14 часов. В очередной раз порадовалась, что вылет у меня вечером.
По пути делал остановку в каком-то придорожном "кафе" на 10 минут, плюс остановка на автовокзале города Matanzas.
В место назначения мы приехали на 2 часа позже указанного в расписании. Как я понимаю, там это абсолютно нормальная ситуация.
В аэропорту Варадеро у меня оставалось ещё 2 часа, чтобы посмотреть на местное "кафе" и купить "карточку на интернет".