Статья о Марии Монтессори вызвала такой бурный интерес, что я решила более подробно остановиться на ее методике раннего развития.
Все эти методики раннего развития в наше время несказанно популярны и их сейчас огромностей множество.
Но всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори. О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке.
В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори?
Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.
Изначально образовательный метод был опробован на детях с недостаточным интеллектуальным развитием. Создав особую развивающую среду, Монтессори основной своей задачей видела привитие таким ребятишкам навыков самообслуживания и адаптация к обществу. Результаты обучения оказались неожиданными – за несколько месяцев дети догнали и даже в некоторых ситуациях перегнали своих здоровых сверстников. После обобщения теоретических наработок других учёных и собственных экспериментов итальянский педагог создала уникальную методику развития детей, которая была названа её именем.
Итак, вот основные идеи метода Монтессори:
❗️ребёнок – уникальная личность с самого рождения;
❗️у всех детей имеется врождённое стремление к труду и развитию;
❗️задача взрослых – раскрытие детского потенциала, а не ведение за собой;
❗️ребёнок познаёт мир самостоятельно, а родители и педагоги лишь подсказывают, дожидаясь инициативы от него самого.
Таким образом, в основе этой очень популярной методике лежит идея о самостоятельном воспитании детей. Основная задача- предоставить ребёнку свободу действий и организовать развивающую среду таким образом, чтобы малыш смог достичь наилучших результатов своими силами, без особого вмешательства взрослых.
При всём при этом категорически запрещено:
⭕️сравнивать ребятишек друг с другом;
⭕️применять соревновательный метод в воспитании;
⭕️оценивать ребёнка в соответствии с общепринятыми стандартами;
⭕️использовать похвалу и наказания; принуждать к выполнению чего-либо.
Мария Монтессори считала, что педагоги и родители создают определённую упорядоченную среду, а ребёнок развивается в рамках данного уклада, но самостоятельно, в своём темпе, согласно собственным потребностям и возможностям.
Конечно, у этой методики есть свои достоинства и недостатки. Среди плюсов многие специалисты отмечают:
❗️развитие ребёнка происходит без особого вмешательства со стороны взрослых;
❗️учёт индивидуальных особенностей детей; самостоятельное познание окружающего мира;
❗️предоставление малышам свободы и независимости;
❗️отсутствие критики и наказаний, впрочем, как и поощрений; учёт сенситивных периодов в развитии детей;
❗️большое значение придаётся совершенствованию мелкой моторики и развитию органов чувств;
❗️обучение в разновозрастных коллективов, что приучает малышей заботиться о других;
❗️быстрое привитие навыков самообслуживания; развитие самоконтроля, самодисциплины, умения работать в коллективе; не наставничество, а сотрудничество с детьми.
Но и недостатки тоже имеются. Среди минусов:
⭕️не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей; ⭕️сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
⭕️недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
⭕️ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
⭕️недостаточность физической активности на занятиях;
⭕️отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.
А как вы относитесь к данной методике? Хотели бы, чтобы ваши детки по ней занимались?
Большая просьба- поставьте 👍