Кинофестиваль «Послание к человеку» в Петербурге продолжается. Сегодня в 19-00 в Санкт-Петербургской Школе Нового Кино пройдет мастер-класс голландского режиссера Пима Звиера по работе с архивными изображениями.
Звиер – автор фильма об архитекторе Йоханнесе ван Лохеме, созданном на архивном материале. «Строителей будущего» показывали на «Послании» в прошлом году, и я писала об этом фильме в большом обзоре, посвященном архитектуре, городской среде, экологии и искусству.
«Строители будущего» - это документальный фильм о голландском архитекторе-модернисте (и идеалисте) по имени Йоханнес (или Хан) ван Лохем, который в середине 1920-х годов поехал в Сибирь строить новый мир. На его выбор повлияли политические воззрения и, конечно, безграничные возможности для реализации творческих амбиций.
В результате за 18 месяцев в России ван Лохем построил больше, чем за 18 лет в Голландии, — на Кузбассе архитектор планировал и строил как конкретные здания (школы, жилье для рабочих), так и целые города.
Фильм Пима Звиера, который не скрывает своего интереса к России (несколько лет назад он даже жил в резиденции ГЦСИ-Кронштадт, где сделал фильм о пионере цветной фотографии Сергее Прокудине-Горском, — за последнее время это уже второй голландский режиссер, снявший кино и о Прокудине-Горском, и о Сибири после Бена ван Лисхаута), полностью основан на архивах, найденных в Голландии и в России (в частности, в кемеровском музее-заповеднике «Красная горка»).
Поэтому фильм далек от незамысловатых документальных лент про архитекторов или художников, чаще всего образовательно-описательного характера, где одно интервью чередуется с другим, где средствами телепередачи рассказывается об эпохе, а в конце непременно выводятся ее герои и злодеи.
Ранее режиссер Пим Звиер снимал фильмы со съемочной группой, то есть управлял процессом самостоятельно. Работа же с архивами и живой пленкой предполагает совершенно другой подход: никогда не знаешь, какие открытия могут обнаружиться и поразить воображение. Фильм фиксирует не только процесс строительства, работы угольной промышленности и эпоху сталинской индустриализации в целом, но и, например, транспортные потоки Москвы в 1927 году из случайно найденной в архивах короткометражки.
«Строители будущего» — это ясное высказывание о работе, творчестве, сибирской природе и семейной жизни, главные герои которого — Хан ван Лохем и его жена Берте Ноймайер. На протяжении «советских» лет в истории их семьи Берте вела подробную переписку с мужем (в фильме есть и фрагменты ее писем к отцу).
Например, в одном из восторженных писем о бескрайних просторах и русской зиме Берте удивляется, почему русские пьют чай из стаканов, и пишет, что для понимания русского человека и русской природы каждый должен прожить в Сибири хотя бы шесть месяцев.
Сам же Пим Звиер формулирует режиссерскую задачу так: вслед за тезисом Вальтера Беньямина о ретроспективном видении прошлого, Звиеру хотелось зафиксировать конкретный момент в истории, сфокусироваться на его уникальности, тщательно изучить его, обнаружив забытые детали, выпавшие из поля внимания современников, чтобы и сегодня можно было бы ощутить его потенциал.
Режиссера привлекают истории простых людей, рассказанные ими самими, — писатель Себастьян Хафнер называет это «личными хрониками». История Хана ван Лохема в Союзе схватывает фрагменты прошлого и делает акцент именно на культурном обмене между Европой и новым советским государством.
Читайте также:
- Конкурсные программы «Послания к человеку»
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡