Олег Табаков – легенда отечественного кино. Он подарил нам не только десятки потрясающих и запоминающихся народных образов в кино и на сцене театра, но и голос кота Матроскина из Простоквашино. А позднее – озвучил Гарфильда. Но все-таки именно сыгранные роли – главное наследие Табакова в области искусства.
Современник «Современника»
До своей по-настоящему громкой роли в фильме «Шумный день» Олег Павлович успел сыграть в нескольких кинолентах, среди которых «Люди на мосту», «Дело «пестрых» и «Испытательный срок» - все эти фильмы сегодня можно посмотреть в Интернете.
После творческого рубежа под названием «Шумный день» Табаков стал звездой кино и в 1960-е годы – время хрущевских теплый дней – актер снялся в картинах «Выстрел», «Война и мир», «Живые и мертвые» и «Гори, гори, моя звезда». Были и другие яркие роли – Олег Павлович снимался каждый год, а иногда и не по разу. Этот «творческий непокой» он сумел сохранить на протяжении всей жизни.
Вот что говорила о коллеге Галина Волчек, говорила в далеком 1967 году, больше полувека назад. Эти слова актуальны и сегодня, хотя теперь они – исторические свидетельства.
«Олег Табаков ходил с огромным рыжим портфелем, который ужасно не сочетался с его тоненькой шеей, небольшой головой, худенькими плечами и абсолютно детским выражением лица.
Это было лет десять назад (то есть в конце 50-х годов – прим. автор), когда несколько человек окончивших школу-студию МХАТ во главе с Олегом Ефремовым попробовали осуществить свою мечту и стали по ночам, в свободное от основной работы в других театрах время, репетировать и организовать театр «Современник», тогда студию молодых актеров».
По словам Волчек, Табакова все звали Лелик, так его называла его мама. В его большом портфеле лежали все официальные бумаги зарождающегося театра.
Дорасти до штампов
«Вполне сформировавшимся юношей он приехал в Москву учиться в школу-студию МХАТ. Олег стал жадно вбирать в себя Москву. Вбирал все: и спектакли МХАТ, и театральное общежитие, где он жил на стипендию, и улицу Горького. Он ходил в музеи, смотрел фильмы, читал книги, которых раньше не читал, его интересовали стихи ровесников: Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, начинающих тогда поэтов».
Именно тогда, по словам Галины Волчек, Табаков стал усиленно заводить новые знакомства. Получив диплом актера, он сразу пришел в «Современник», становление которого прошло на его глазах.
«Профессия актера сложна, наверное, в первую очередь потому, что она вторична. И на пути актера театра и кино встречаются, конечно, неравноценные сценарии и пьесы, и почти всегда, за редким исключением, удачи и неудачи бывают связаны и с этим. Кроме того, актер взрослеет, набирается опыта, мастерства, а вместе с этим, к сожалению, и штампов. С одной стороны, известность и популярность, с другой – потеря высочайшей требовательности к себе», - говорит Галина Борисовна.
По ее словам, именно трепетное отношение Табакова к своей работе на сцене и в кадре позволило ему сохранить живую искру своего таланта.
«Лелик, давай!»
Когда Олег Павловичу было около 30 лет, он был известен всей стране, его называли по имени и отчеству.
«Он ходит с красивой коричневой папкой на молнии, где лежат очень серьезные и важные документы, доказывающие абсолютно легальное положение театра-студии «Современник» - он председатель месткома нашего театра. Но иногда он входит в театр легкий, быстрый, с невероятной внутренней решимостью, и кажется, что он сейчас швырнет папку, схватит саблю, начнет снова рубить мещанство, пошлость, равнодушие и цинизм. В такие минут хочется заорать во все горло: «Лелик, давай!».
А ведь именно в тот период – в возрасте 29 лет Табаков перенес первый инфаркт – жизнь была наполнена серьезными нагрузками.
В 1970 году Галина Волчек стала главным режиссером «Современника», а Олег Табаков – директором этого театра. Эту должность он занимал на протяжении шести лет. После – были разовые роли в театре, а с 1983 года по приглашению Олега Ефремова Олег Павлович перешел в МХАТ. В 2000 году Табаков возглавил этот театр.