Найти тему
ОНИ

Гиперзвуковой самолёт-разгонщик СССР

Разработка гиперзвукового самолёта-разгонщика началась в СССР во второй половине 1960-х годов. Он предназначался для выведения на орбиту космического челнока «Спираль» и был буквально «напичкан» самыми современными наработками в области аэродинамики и двигателестроения.

Двухместный самолёт, выполненный в компоновке «бесхвостка», по проекту обладал длиной в 38 м и размахом крыла около 16 метров. Отличительной особенностью аппарата стала носовая часть, отклоняемая вниз для увеличения обзора во время взлёта и посадки. Сверхзвуковые лайнеры «Ту-144» и «Боинг-2707» позаимствовали это решение именно у советского самолёта-разгонщика.

Аппарат массой 44 тонны планировалось оснастить четырьмя турбореактивными установками «АЛ-51» общей тягой в 70 тонн. Они должны были работать на жидком водороде, запасы которого в баках превышали 200 м³. Таким образом, самолёт мог преодолевать до 12 тысяч км при скорости 7300 км/ч. Он имел четыре спаренных воздухозаборника под фюзеляжем. Воздушный поток для них поэтапно тормозился за счёт специально рассчитанных углов днища.

-2

Сверху закреплялся ракетный ускоритель из двух ступеней длиной около 30 м, на котором находилась сама «Спираль». Первая ступень использовала четыре реактивных водородных двигателя «РД-301» суммарной тягой в 100 тонн, вторая — один с 25-тонной тягой. После набора определённой высоты (около 30 км) разгонщик отделялся от ускорителя и совершал посадку на аэродром с помощью собственного шасси. Тем временем ускоритель выводил «Спираль» на заданную орбитальную траекторию.

-3

Были изготовлены модели самолёта, которые испытывались в гиперзвуковых аэродинамических трубах ЦАГИ на рубеже 60—70-х годов, но вместе с закрытием проекта «Спирали» в 1973 году были прекращены работы и по разгонщику.

Наука
7 млн интересуются