Многие ремесленники и мастера часто остаются неизвестными для широкой публики, но есть одно имя, которое все помнят: Страдивари. Имя, свидетельствующее о превосходстве и престижности среди скрипичных мастеров, стало почти легендарным .
Страдивари, всемирно известный создатель скрипок, также выточил бесчисленное множество других инструментов , такого же исключительного качества: виолончели, альты, гитары, лютни .
Несмотря на преклонный возраст (приблизительно 300 лет), многие из этих сокровищ все еще существуют сегодня , числом более чем 650 по всему миру.
Но, к сожалению, не каждый может позволить себе «Стрэд». Творчество знаменитых мастеров высоко ценится как музыкантами, так и коллекционерами, и их цены часто достигают миллионов!
Какие секреты скрыты в инструменте Страдивари? И действительно ли мы знаем человека, стоящего за легендой?
Портрет на скрипке
Трудолюбивый и замкнутый, Страдивари провел свои дни в мастерской и почти не успел попозировать для художников. Папарацци в то время не водилось, поэтому, у нас есть только смутное представление о внешности мастера. Портреты с изображением Страдивари , были написаны после его смерти и, таким образом, являются лишь приблизительным отражением истины, так же как и описание Франсуа-Жозефа Фетиса в 1856 году, косвенно полученное им от третьих лиц: высокий и худой человек, одетый в белый капот и фартук. Эти подсказки - единственные следы, оставленные нам, чтобы представить легендарного мастера.
Таинственное детство
Мы мало знаем о детстве Анто́нио Страдива́ри (итал. Antonio Stradivari, или Страдива́риус лат. Antonius Stradivarius;, настоящего имени Страдивари; даже его дата рождения неизвестна. Она датируется где-то около 1644 года, когда тысячи людей были в изгнании после того, как бежали от страшной эпидемии чумы, разорившей Италию всего несколько лет назад. Среди этих людей, несомненно, были родители Антонио, вероятная причина, по которой нет никаких свидетельств о рождении маленького ребенка.
Кремона, родина мастеров
Мы знаем только, что молодой Антонио оказался в Кремоне, родине скрипок, со своей матерью и двумя братьями и был помещен в детский дом в возрасте десяти лет. Несмотря на широко распространенную гипотезу, нет никаких доказательств того, что он был усыновлен семьей Амати, еще одним уважаемым именем среди лютиров.
"Аматизированные" скрипки
Был ли Антонио учеником Николо Амати (1596-1684), как сам юный мастер указал на этикетке одного из своих первых инструментов? В архивах мастера не упоминается , что был такой , среди его подопечных. Тем не менее, учитывая тот факт, что инструменты Страдивари, выпущенные между 1660 и 1680 годами, имеют поразительное сходство по своей конструкции с инструментами Кремонези, эти гипотезы весьма вероятны.
В течение этого времени молодой ремесленник много учился и оттачивал свое мастерство, вскоре достигнув уровня величайших мастеров страны, постепенно делая себе имя. Тем не менее, его непомерная гордыня изо всех сил пыталась выйти за пределы города Кремона, захваченного непревзойденным Аммати.
" Антоний Страдивари Cremonensis faciebat anno 1666 ". В 1666 году Антонио Страдивари начал подписывать свои инструменты латинской формой своего имени, которая в конечном итоге стала описывать как создателя, так и его творения.
Первые лучи славы
В 1680 году Антонио купил большой дом на площади Сан-Доменико, где обживались городские богачи, чтобы открыть свою мастерскую.
Несмотря на последнее приобретение, он еще не был достаточно богат в то время, чтобы закупать для себя древесину высочайшего качества для производства инструментов, и поэтому был вынужден создавать свои творения, комбинируя их отдельные элементы. То, что сначала казалось неудобством, оказалось интересной и полезной техникой, позволяющей добиться идеальной симметрии древесных волокон на каждой половине и, как следствие, лучшего звучания инструмента. Однако его репутация все еще отставала от репутации его конкурента Амати, и только после его смерти в 1684 году общественное внимание наконец обратилось к Страдивари. Он начал получать заказы многих величайших европейских монархов, в частности, от герцога Савойского и короля Сардинии в 1685 году и герцога Модены в 1686 году
Исследования и разработки
В течение десяти лет Страдивари разработал и изменил конструкцию своих инструментов.
К концу 1680-х годов он незаметно изменил свой собственный дизайн, уменьшив толщину и переработав f-отверстия - звуковые отверстия, вырезанные на лицевой стороне инструмента, которые определяют давление воздуха внутри корпуса инструмента. Эти изменения привели к появлению чуть более длинной и более тонкой скрипки, инструмента с исключительной звучностью, называемой « longuet ».
Конец века открыл период, известный как «золотой век». Мастер освоил точность пропорций, близкую к совершенству, которая дала инструментам богатую, теплую и мелодичную звучность. Идеально.
Семейная рутина
Хотя профессионально Страдивари, возможно, нашел свое призвание, его подкосила смерть жены, Франчески, которая погрузила его в глубокую депрессию. Менее чем через десять лет он также потерял свою первую дочь Джулию-Марию.
Тем не менее, Страдивари сумел преодолеть трудности бытия и в итоге женился на Антонии Марии Замбелли, с которой они вырастили пятерых детей.
Плодотворные встречи
Страдивари редко путешествовал и был несколько замкнут. Но музыканты часто приходили посмотреть на знаменитого лютера, привлеченные легендарным качеством его инструментов. Величайшие скрипачи своего времени приходили к дверям его мастерской: Пьетро Локателли , Франческо Джеминиани , Джузеппе Тартини , Антонио Вивальди и даже Арканджело Корелли , с которым у него сложилась большая дружба. Тесное сотрудничество между скрипачом и исполнителем в значительной степени способствовало развитию скрипки, влияя как на ее конструкцию, так и на музыку, написанную для нее. Это далеко не совпадение, что пик карьеры Страдивари совпадает с карьерой Корелли, и с публикацией великолепной коллекции 12 сонат Opus V в 1700 году.
Миф о лаке
Из многих секретов, окружающих творения мастера , лак, несомненно, вызвал наибольшую интригу. Многие полагают, что именно эта маленькая деталь дает инструментам необычайную звучность: очарованный этим сюжетом, сеньор Симоне Ф. Саккони (1895-1973) опубликовал «Секреты Страдивари» , произведение, имеющее большое значение и до сегодняшнего дня.
Тем не менее, научный прогресс позволил лучше понять тайну, связанную со знаменитым лаком . В 2009 году исследование, проведенное Музеем музыки в Париже, выявило состав различных слоев лака. Никаких следов грунта, прополиса или янтаря, как полагали многие, не было и в помине, ... простой лак на масляной основе!
Точнее, слой масла под вторым слоем того же масла, смешанного с сосновой смолой. Затем добавляли различные пигменты в зависимости от периода: оксид железа , киноварь (сульфид ртути) и кошениль. Хотя превосходные лаки Страдивари, несомненно, способствовали безупречному звучанию его инструментов, используемые ингредиенты имели в основном эстетическую ценность.
Открытие, которое не разочаровывало тех, кто был очарован техниками Лютье, только удвоило интерес и любопытство, окружавшие его инструменты.
Легенда, жива!