Речь идет об историческом здании завода, принадлежавшем до революции французскому Акционерному обществу "Русскiй Рено". Завод располагался в Петрограде по адресу Большой Сампсониевский пр., 77 (в настоящее время здание располагается внутри производственной площадки, зарегистрированной по адресу Кантемировская ул., 11). Как следует из названия, завод занимался сборкой автомобилей марки "Рено", а также авиационных моторов для бомбардировщиков Игоря Сикорского "Илья Муромец".
С 2001 года этот производственный корпус, построенный знаменитым русским архитектором А.Ф. Бубырем, находится под охраной государства. На основании распоряжения КГИОП «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» №10-126 от 19.03.2014 г. является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения, как "Сборочная мастерская автомобильной фабрики "Русский Рено". В государственном реестре числится под номером 781610422880005.
Недавно в прессе промелькнула информация о том, что АО "ОДК-Климов", являющееся преемником АО "Русскiй Рено", продало эту производственную площадку строительному холдингу "ПИК" под элитную жилую застройку. Но какова будет дальнейшая судьба исторического корпуса "Русского Рено"? Как распорядятся новые собственники нашим историческим наследием?
Чем же знаменательно это, с первого взгляда обычное, производственное здание из красного кирпича?
Для архитектора и гражданского инженера Алексея Федоровича Бубыря (1876-1919) проект "Русского Рено" стал последним в карьере. Один из самых ярких представителей русского (северного) модерна, он - автор множества гражданских и промышленных зданий в Петербурге, Ревеле и Сочи. Часто сотрудничал с архитекторами Н.В. Васильевым и Л.А. Ильиным, который позже вспоминал о своем соратнике: "Превосходный строитель, организатор и принципиальный поборник нового стиля в архитектуре". Как отмечают специалисты, лучшие произведения Бубыря характеризуются выразительностью облика, лаконичностью форм и рациональной структурой. Архитектор гармонично сочетал современные ему строительные конструкции и отделочные материалы с новой пластикой, свободной от мелочного декора. Он тяготел к системе, в которой угадываются предпосылки функционализма 1920-х и 1930-х годов. За успешную работу над проектом завода Бубырь был включен в число акционеров "Русского Рено", он также стал владельцем собственного авто марки "Рено", благодаря чему превратился в заядлого гонщика.
Именно в такой лаконично-рациональной манере и построен многопролетный комплекс завода "Русскiй Рено". К главному корпусу, в котором располагался сборочный цех, были пристроены меньшие, чем он, однопролетные корпуса-галереи, в которых размещались механические цеха. Гениальность задумки заключалось в том, что количество пролетов могло неограниченно увеличиваться по мере развития производства. Именно так и произошло. Сначала в 1914 году был построен главный корпус с двумя однопролетными корпусами. А в 1916 году к ним были пристроены еще два корпуса. В 30-х годах завод был расширен еще на 12 пролетов, а после войны - на пять. Одновременно, исходная конструкция здания, позволила надстроить второй этаж в западной части корпусов-галерей для размещения конструкторских и производственных служб завода. Первоначальный облик сооружения, несмотря на простоту и некоторый аскетизм, впечатлял монументальностью и своеобразным величием.
Интерьер завода был подчеркнуто легким, решен был с использованием новых возможностей железобетонных конструкций. Горизонтальное ленточное освещение на боковых стенах дополнено фонарями верхнего света и большими витражами в торцах мастерской. Благодаря продуманному остеклению достигалось хорошее естественное освещение внутри здания. На фасаде главного корпуса расположено большое арочное окно, образующее с проемом ворот единый элемент композиции, фланкируемый парами сдвоенных узких окон. Через широкие удобные ворота осуществлялась выкатка готовых автомобилей.
Интересно это здание не только как архитектурный памятник, но и с исторической точки зрения. Именно это место можно считать колыбелью петербургско-ленинградской авто-, мотопромышленности и авиационного моторостроения.
В 1912 году основатель французской автомобильной фирмы Renault Луи Рено открыл представительство в Санкт-Петербурге по продаже своих автомобилей и других товаров в России. Новая фирма получила длинное название "Французское Общество автомобилей Рено для России". Автосалон "Автомобилей Рено" был открыт в самом центре столицы, рядом с Императорской резиденцией, - на Невском проспекте в доме 7-9, а на Английском проспекте, 12 располагался гараж.
Торговля велась довольно бойко — в месяц продавалось от 5 до 10 машин. Несколько машин "Рено" было закуплено Царским Двором и Учебной авторотой. В 1913-1914 годах количество проданных автомобилей возросло, поэтому встал вопрос о создании ремонтно-сборочного предприятия. 16 июня 1914 года Санкт-Петербургская Городская Управа дала разрешение фирме "Автомобили Рено" на строительство "починочной мастерской" во 2-м участке Выборгской части по Б. Сампсониевскому проспекту, 75-77 между улицей Батенина (ныне улица А. Матросова) и Флюговым переулком (ныне Кантемировская улица).
Уже в июне 1914 года началось строительство первого в Петербурге автомобильно-ремонтного предприятия, а к концу года производственные мастерские начали заполняться самыми передовыми и современными по тому времени оборудованием и станками. И первые отремонтированные и собранные автомобили стали выходить из ворот починочной мастерской.
Одновременно, 20 октября 1914 года, в Санкт-Петербурге Высочайшим разрешением было создано Акционерное общество, в Уставе которого говорилось, что целью создаваемого предприятия является "устройство, приобретение и эксплуатация мастерских, фабрик и заводов для изготовления и ремонта разных типов автомобилей, вагонов, карет, тележек, экипажей всех видов, лодок, моторов, машин и двигателей, приводимых в действие паром, электричеством или иными силами, частей машинного оборудования, частей автомобилей и автомобильных принадлежностей, торговля всеми означенными предметами, приобретение, продажа и эксплуатация изобретений, относящихся ко всем видам автомобилей, их принадлежностей и к таксометрам". Первоначальный уставный капитал предприятия составлял 1 миллион рублей, впоследствии его увеличили до 8 миллионов! Акционерное общество, с согласия Луи Рено, получило название "Русскiй Рено".
К 1917 году завод вырос в солидное предприятие, здесь трудились уже 3000 человек, число станков превышало 600 единиц. Во время Первой Мировой войны высокая квалификация рабочих и современное оборудование обусловили получение множества заказов от военных ведомств на изготовление запальных стаканов, ударных детонаторных трубок, минных механизмов, гидростатических предохранительных приборов, патронов, судовых вспомогательных двигателей и, конечно, на переоборудование автомобилей для военно-полевых условий. Основным же военным заказом стала сборка авиационных моторов Renault 12Fe мощностью 220 л.с. из деталей, поставляемых из Франции, а также ремонт и производство запасных деталей для двигателей "Рено" разных типов мощностью от 55 до 220 л.с. Для обкатывания этих моторов в конце 1914 – начале 1915 годов была построена испытательная станция. В 1916-1917 годах в Рыбинске был заложен дублер петроградского завода.
Интересен факт пребывания в 1917 году на территории "Русского Рено" В.И. Ленина, которого спрятали рабочие от шпиков Временного правительства в заводской сторожке (не сохранилась). Этот случай был увековечен на мемориальной доске на одном из зданий завода. Позже Ильичу приглянулся один из автомобилей марки "Рено" из Царского гаража, на котором он "рассекал" по Москве.
Революция круто изменила судьбу завода «Русскiй Рено», впрочем как и всех других частных заводов. Через два месяца после прихода к власти большевиков, 5 января 1918 года, был выпущен Декрет о закрытии завода «Русскiй Рено», а весь персонал получил расчет…
Позже на заводе, получившем "оригинальное" для 20-х годов название "Красный Октябрь", было налажено изготовление первого советского мотоцикла Л-300 и его модификаций. О том, что здесь когда-то собирали авиационные моторы вспомнили в начале 30-х годов, наладив переборку отслуживших свой срок авиамоторов для танков. А в конце 30-х завод передали в наркомат авиационной промышленности... Сейчас завод, носящий имя своего первого Генерального конструктора Владимира Яковлевича Климова, является флагманом отечественного авиадвигателестроения.
Некоторое время назад музейная общественность города выступила в адрес еще тогда и.о. губернатора города Беглова с интересным предложением о создании в здании бывшего завода "Русскiй Рено" технического музея Санкт-Петербурга. Это здание, как никакое другое, могло бы подойти под цели музея, в котором рассказывалось бы об автомобильной, мотоциклетной, авиационной, ракетной и космической промышленностях города. Удобное расположение - в шаговой доступности от метро "Лесная" - обеспечило бы высокую посещаемость музею. К тому же это здание имеет ауру производственных зданий 20-го века, который все дальше и дальше удаляется от нас.
Но, похоже, эта идея в одно ухо влетела, а в другое вылетела...