Китай принято считать родиной веера. У жителей Поднебесной с веером связана интересная легенда, в которой рассказывается, что первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить ее, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайский веер имеет свою историю, национальные особенности изготовления и философию применения в культуре Китая. Символическое значение веера в Китае: власть, императорское достоинство, сила воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств. В даосизме веер связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и уход в область бессмертных. Большой и широкий веер в форме сердца - эмблема одного из восьми китайских Бессмертных Чунг Ли Чуаня, который он использовал для оживления мертвых.
Уже в период существования государства Шан (с XVI по XI вв до н.э.) веера применялись в обрядовых действиях. А также были использованы, чтобы защитить от сильного солнца или дождя пассажиров в повозке. Такой веер был аналогом зонтика. Позже этот тип веера изменился и стал состоять из длинной ручки и веера, изготовленного из тонкого и прочного шелка или перьев, и использовался в почетном карауле императора в качестве украшения.
Древнейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (VIII-III вв.до н. э) и периоду Воюющих царств ( V-III вв до н. э.). Изображения вееров с длинными ручками были вырезаны на бронзовых изделиях, а фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой были найдены при раскопках в Цзянлине. В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабы и служанки использовали веер в готовке пищи.
Веера совершенствовались, приобретали другие формы. Так, в эпоху Тан (VII – X вв н.э.) большой популярностью стали пользоваться шёлковые веера, имеющие круглую или овальную формы, в форме полумесяца или веера, контуры которых повторяли форму цветов. Как правило, ребра веера были сделаны из костей животных, дерева или бамбука, а ручка была украшена гравировкой и нефритовыми подвесками.
В эпоху Северная Сун (X-XIII вв. н.э.) появляются художники по веерам и целые магазины, специально торгующие веерами. В то время модными были веера из листа ливистонии и перьев, но шёлковые веера все-таки занимали главное место. Шелковое полотно декорировалось росписью в стиле китайской национальной живописи гохуа. Благодаря искусству литераторов и художников веера стали превращаться в изящные художественные изделия.
Искусство вееров непрерывно развивалось, появились изящные веера с золотой фольгой, которые император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам. Очень дорогим изделием был резной веер из слоновой кости. Он олицетворял богатство и власть. Сырьём для костяка веера служили разные материалы: золото, нефрит, слоновая кость, рог зверей, сандаловое дерево, бамбук. На резном бамбуковом костяке художники искусно вырезали пейзажи, иероглифы и даже портреты.
Складные веера стали широко использоваться в эпоху Мин (1368 - 1644 гг. н. э.) благодаря поддержке королевского двора. Они стали необходимой принадлежностью элегантного стиля. Веера часто становились предметом, украшающим не только людей, но и дома богатой знати.
Сегодня, пожалуй, только в Китае и Японии сохраняется еще культура веера. В Китае, в провинции Шаньдун, есть даже праздник веера, приходящийся на конец ноября.
В Пекине, культурном центре Китая, сосредоточены коллекции самых различных вееров из разных уголков страны. Известные каллиграфы Китая прошлого оставили на веерах образцы своих творений, эти веера считались бесценным подарком в ученой среде. В музеях Китая хранится множество вееров, исписанных иероглифами на старом литературном языке «вэньянь». Сегодня не каждый может расшифровать эти, как правило, нравственные поучения, которые очень любили наносить на веера древние философы и поэты.
Сегодня в Китае сформировалась культура круглых шелковых вееров, возникли самые разные школы, каждая провинция славиться своим собственным стилем.
Когда друзья и близкие дарят веер друг другу, это значит, что они желают благополучия и счастья. Веер используют также и в восточных практиках, например, в Тайцзи-цюань. Сохраняются традиции танцевального искусства с веером.
До сих пор в наше время существует целое направление живописи, когда изображение имеет форму раскрытого веера. Этот жанр китайской живописи, называемый «цветы и птицы» — «хуан-няо», получил свое огромное распространение уже в VIII—XII веках и живет по сей день. Есть много прекрасно сохранившихся до наших дней работ, написанных в этом направлении.
Китайская и японская культуры пронизаны символизмом, и изображения на веерах не исключения. Изображения всегда несут философский смысл, который символизирует: удачу, счастье, любовь. Например, если журавли изображены на китайском веере, то они символизируют долголетие; лотос, павлин, сакура — символы любви. Золотистый цвет веера означает долголетие, вечную жизнь; красный - символизирует удачу и счастье; розовый - символизирует любовь и верность; белый веер — символ невинности, скромности.
Хочешь знать больше о Китае и Японии? Подписывайся на мой канал https://zen.yandex.ru/etnoskazki
Примечание. В этой статье использованы фото и графические материалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной, фотография будет немедленно удалена.