Прошло без малого 40 лет после окончания школы и мне захотелось перечитать вновь пресловутую школьную программу. Перечитать отстранено, не предвзято, забыв всё, о чем говорили на уроках литературы, развеять навязанные штампы.
И вот до чего я дочиталась и что разглядела 40 лет спустя.
Не «луч света в темном царстве»,а мещанскую трагедию и провинциальную скуку в пьесе Н. Островского «Гроза»
Не борца со всем и всеми Чацкого, а просто чуждого обществу человека, чуждого по форме, а не сути,что и нынче встречается повсеместно и это талантливо передал А.Грибоедов в «Горе от ума»
Не поиск свободы и вольности ,а потребность в банальной независимости в творчестве и финансах А.С.Пушкина.
Не хрестоматийный роман в стихах «Евгений Онегин» ,написанный блестяще и весело, а кровь и горе, поруганные чувства, разбитые сердца, замужество без любви.Это же полноценная трагедия.
Не вольнодумие А. Радищева , а его нереализованное литературное честолюбие и примерку на себя ореола мученика в «Путешествии из Петербурга в Москву».
Не веселые басни дедушки И.Крылова вызубренные в начальной школе,а «Нагорную проповедь» нравственных ценностей человека.
Вот такой совершенно новый взгляд на произведения классиков. Очень рекомендую повторить мой опыт,перечитать школьную программу по литературе вместе со своими детьми-школьниками.