Найти тему

Просто о 193-ФЗ. Попытка развеять туман в новом «Законе о билетах». Часть 1

Оглавление

Сначала о понятном и логичном:

1. Продавать билеты могут Организаторы мероприятий и «уполномоченные лица» (билетные агенты), и только по договорам. Агенты могут передавать право реализовывать билеты субагентам. Без договора продать билеты можно только способом: «…однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билетов, по стоимости не превышающей цены, указанной в билетах...».

2. Организатору лучше иметь свой официальный сайт в сети Интернет, где обязательно разместить следующую информацию:

- цены на билеты

- внешний вид билетов (формы билетов). Нужно помнить, что Минкульт устанавливает обязательные реквизиты, которые должны быть на билете как на бланке строгой отчетности. Организатор вправе самостоятельно разработать дизайн билета: выбрать как разместить обязательные реквизиты, установить собственные элементы оформления. Если билет не соответствует форме на сайте организатора, не содержит обязательных реквизитов, то он считается недействительным. По нему нельзя посетить мероприятие, и его нельзя вернуть. В идеале, организатор создает свою форму билета, чтобы все агенты использовали ее при продаже.

- список всех уполномоченных билетных агентов и субагентов, с которыми у организатора заключены договора на продажу билетов. С обязательным указанием их сайтов в сети интернет, максимально допустимого сервисного сбора, а так же важного факта: КТО будет возвращать билет (агент или организатор). Из этой нормы закона прямо вытекает обязанность агентов сообщать организатору информацию о своих субагентах.

- список мероприятий, с указанием необходимости предъявлять удостоверяющий личность документ для тех из них, где организатор установил такое правило. Так же закон требует указывать особые условия продажи билетов, например, признака «невозвратности».

Для тех организаторов, у кого нет сайтов, предусмотрена норма: «…обязаны предоставлять посетителям по их просьбе при посещении ими таких организаций всю вышеуказанную информацию»

3. Стоимость билета для конечного покупателя складывается из номинальной цены, которая обязательно указана на билете, и стоимости «сопутствующих услуг» (сервисного сбора), которая на билете не отображается, но указана в кассовом чеке. Продавать билет выше номинала нельзя. Сервисный сбор должен быть менее 10% от номинала. Таким образом при цене билета 2000 руб., можно установить максимальный сервисный сбор 199 руб. 99 коп.

4. Билеты могут быть именными, для прохода по таким билетам нужно предъявить документ, удостоверяющий личность.

5. Порядок возврата билетов устанавливается Постановлением правительства, которое пока существует как проект, подготовленный Минкультом 30.07.2019. В самом ФЗ-193 прописано, что при отмене и переносе мероприятия необходимо вернуть покупателю (по его заявлению) 100% номинальной стоимости билета. Кто будет возвращать, организатор или агент, должно быть указано в договоре между ними, а так же написано на сайте организатора. У организаторов и агентов должен быть порядок возврата билетов, соответствующий постановлению. В порядке возврата необходимо указать должностных лиц, осуществляющих возврат и переоформление билетов. Эта норма позволяет применять к таким лицам повышенные штрафы из КоАП.

Если покупатель отказывается посетить мероприятие по болезни или другим документально подтвержденным уважительными причинами, то возврат осуществляется по правилам из постановления. В случае отказа посетить мероприятие по любым другим причинам возвращается:

- не позднее чем за 10 дней до мероприятия: 100% цены билета.

- менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до мероприятия: не менее 50% цены билета.

- менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до мероприятия: не менее 30% цены билета

- менее чем за три дня до мероприятия: вправе не возвращать ничего.

Сервисный сбор можно не возвращать.

6. Билеты могут быть «невозвратными», проданными по акции или на основании особых условий. Признак "невозвратности" должен быть указан на сайте, на билете, в условиях акции.

Далее о спорных моментах:

Постановление о порядке возврата билетов содержит следующие нормы:

7. «В случае приобретения билета, абонемента и экскурсионной путевки за наличный расчет возврат денежных средств по Заявлению осуществляется в день получения Заявления».Это требование выглядит странно, ведь в кассе просто может не хватить средств, чтобы осуществить возврат всем, кто принес заявления.