Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.
Джими Хендрикс гуляет в пурпурном тумане. The Mamas And The Papas грезят о буколической Калифорнии. Джон Леннон совершает трип в детство, чтобы прогуляться по Земляничным полям. Каждая песня этого периода - как предгрозовой раскат, обещание очищения, глубинное погружение в бездны собственного воображения.
The Four Tops. Reach Out I’ll Be There (август 1966)
Фил Спектор назвал песню “черным Диланом”. Нельзя сказать, чтобы лирика была экстраординарной, но музыкальный фон для нее вышел ошеломляющий. Он демонстрировал новое, роковое направление “Мотауна”. Номер 1 по обеим сторонам Атлантики, сингл стал вершиной карьеры песенных сочинителей Холланда-Дозиера-Холланда.
The Beach Boys. Good Vibrations (октябрь 1966)
После провала альбома “Pet Sounds” Брайан Джонс одержимо работал дома над так и не вышедшей пластинкой “Smile”, пока вся группа гастролировала. Именно тогда из кусочков создавалась эта “карманная симфония”.
“Мне хотелось увидеть, на что я способен. Я старался достичь личной вершины – как автор, аранжировщик и продюсер”. Брайан Уилсон
Новый сингл поражал слух своей необычной структурой, сложной вокальной аранжировкой, причудливыми звуками (в финале завывает странный и трудно контролируемый инструмент терменвокс, когда рука музыканта двигается в электрическом поле). Песня записывалась полгода в четырех студиях. Затраты составили беспрецедентную сумму – 50000 долларов. Сессионные музыканты провели в студии 90 часов, исписав 70 часов пленки.
Lorraine Ellison. Stay With Me (октябрь 1966)
Лорейн Эллисон с оркестром из 45 человек записала одну из самых поразительных и одну из самых недооцененных баллад 1960-х. Вряд ли еще найдутся песни, достигающие такого эмоционального накала, с каким Лоррейн поет припев, упрашивая любимого не уходить: это просто плач, пробирающий до костей. После этой песни писать эпические соул-баллады стало просто ни к чему. Ничто не сравнится со “Stay With Me”, достигшей всего лишь 11 места в хит-параде R&B и засветившейся в сотне поп-чартов.
The Mamas And The Papas. California Dreamin’ (декабрь 1966)
Джон и Мишель Филипс написали песню холодной ночью в Нью-Йорке. В тот момент она тосковала по родной Калифорнии, так что песня получила название “Калифорнийские мечтания”. Изначально она должна была войти на второй сингл друга группы Барри Майгуайра, но когда Денни Доргерти из The Mamas And Papas спел ее, руководство Dunhill Records решило использовать “California Dreamin’” для дебюта группы. Это одна из немногих поп-песен, включающих соло на флейте (его сыграл джазовый музыкант Бад Шанк).
The Jimi Hendrix Experience. Hey Joe (декабрь 1966)
24 сентября 1966 года никому неизвестный музыкант Джими Хендрикс появился в лондонском аэропорту, имея при себе лишь гитару “Стратокастер” и одну смену белья. В том же году вышла запись, возвестившая культ гитары. Не очень понятно, кто написал “Hey Joe”. Многие думают, что автором выступил Честер Пауэрс (aka Дино Валенти), но Хендрикс и The Leaves отдавали авторство Уильяму (Бобби) Робертсу. Дик Роу из Decca Records не был впечатлен песней и отказался вести дела с Хендриксом. Четырьмя годами ранее он точно так же отказал The Beatles.
The Monkees. I’m A Believer (декабрь 1966)
Продюсер Дон Киршнер решил попытаться искусственно синтезировать The Beatles. Он задумал серию телешоу об озорных ребятах, а затем собрал своих сочинителей и засадил их за работу – писать хиты. “I’m A Believer” была вторым синглом новоявленных звезд. “Обезьянки” стали продуктом циничной операции по искусственному созданию поп-группы. Но, что удивительнее всего, продукт этот оказался не столь уж плох, несмотря даже на то, что в “I’m A Believer” участники The Monkees только поют, а играют за них сессионные музыканты.
Buffalo Springfield. For What It’s Worth (Stop, Hey What's That Sound) (февраль 1967)
Изначально “For What It’s Worth” повествовала о новобранцах, которых бросают на линию фронта во Вьетнаме. Но после того, как Стивен Стиллс стал свидетелем острой реакции департамента полиции Лос-Анджелеса на демонстрацию протеста на Сансет-Стрип, он изменил послание песни. Она превратилась в отображение волнений молодых людей, борющихся за свои права и подвергнутых полицейскому притеснению.
The Beatles. Strawberry Fields Forever (февраль 1967)
“Strawberry Fields Forever/Penny Lane” The Beatles – возможно, величайший сингл в истории. Обе песни (причем на пластинке было две стороны А) технически изощренны и красивы, они дают одну из лучших иллюстраций взаимодополняющих талантов Леннона и Маккартни. “Strawberry Fields” (воспоминание Леннона о детском приюте в Ливерпуле) загружена сюрреалистическим калейдоскопом звука, полна эмоционального напряжения. Песня была искусно склеена продюсером Джорджем Мартином из двух вариантов аранжировки с разной скоростью: раннего облегченного и позднего, наполненного эффектами и более мрачного.
The Beatles. Penny Lane (февраль 1967)
“Penny Lane” Пола Маккартни – тоже воспоминание о детских годах в Ливерпуле, но с совершенно другим, лирическим и светлым настроением. Если Леннон замкнут в собственном сознании (или подсознании), то Маккартни открыт миру и делится своей радостью с другими. Отточенная аранжировка, соло на трубе, свободная, полная пространства атмосфера – и бытовые зарисовки о дождливой улице Пенни-Лейн, о пожарных, парикмахерах и банкирах, над которыми смеются дети. Самый технически совершенный сингл своего времени так и не достиг первого места и поднялся только до второго.
The Jimi Hendrix Experience. Purple Haze (март 1967)
Хендриксу приснился сон, будто он гуляет под водой, окутанный пурпурным туманом. Джими вместе с продюсером Чесом Чандлером использовали некоторые необычные студийные трюки, чтобы сделать звучание песни уникальным. Для создания удаленной звуковой подкладки с эффектом эха пара наушников была помещена на микрофон. Строчку “Scuse me while I kiss the sky” (“Простите меня, пока я целую небо”) часто интерпретировали как “Scuse me while I kiss this guy” (“Простите меня, пока я целую этого парня”). Джими подлил масло в огонь, иногда исполняя песню именно так и показывая при этом на одного из участников ансамбля.
Подписка, каменты, лайки приветствуются! Плюс в карму мне и вам! :)