Найти тему
Евгений Бухкало

Старые улицы Харькова. Михайловская площадь

Двигаясь вперед по Старомосковской улице мы с вами дошли до места, где она проходит между двумя площадями. Одна носила название Михайловская, другая Вознесенская. История их богата событиями, поэтому мы будем знакомиться с ними отдельно с каждой. Начнем с Михайловской.

-2

Приходит время и все города расширяются, не обошла стороной такая участь и Харьков. После сноса оборонительного вала, границы которого хорошо видны на картах опубликованных в предыдущей статье, стала заселяться данная территория Захарьковской слободы.

Но достаточно большая площадь не только застраивалась жилыми домами, но размещались здесь торговые ряды, например, дегтярные, а также находились городские конюшни, тоже являющиеся местом торговли лошадьми. Здесь с 1814 года начинала свою жизнь Крещенская ярмарка.

Свое первое название площадь получила, как и многие другие, от находившейся в южной ее части деревянной Михайловской церкви. Можно не сомневаться, что с течением времени, изменением власти, появления ряда событий, название ее претерпело изменения.

В силу того, что здесь торговали фуражом, что вполне естественно при наличии конюшен, площадь переименовали в Сенную. В 1832 году в Харькове пребывал император Николай I, который высказал свое неудовольствие отсутствием в городе подходящего места для парадов, выездки и подобных мероприятий.

На этой карте можно увидеть саму площадь, но уже носящую другое название и расположенную на ней Михайловскую церковь, она под цифрой 6. Вернемся к изменениям самой территории. Можно быть уверенными, что реакция городских властей на недовольство императора последовала сразу.

Выбор пал именно на данное место. Поскольку дегтярное производство достаточно грязное дело, оно, вместе с торговлей сеном, было перенесено в район Конного рынка. Крещенская ярмарка получила прописку на нынешнем Центральном рынке, в народном варианте Благбаз.

-3

Следующим шагом стало устройство плацпарадной площади, которая появилась на карте города уже в 1833 году. Правда городские власти к этому мероприятию имели косвенное отношение, а своими средствами поучаствовал харьковский купец первой гильдии Щелков.

С этих пор она стала носить имя Плацпарадной или просто Парадной. Так было до 1882 года, когда ее нарекли именем отличившегося в русско-турецкой войне генерала М.Д.Скобелева. На карте 1903 года можно видеть именно такое название, которое продержалось до 1919 года.

По истории, которую нам преподавали в школе, в этом году сюда был перенесен прах героя Гражданской войны Н.А.Руднева. Площадь стала носить его имя. Так продолжалось до 2015 года, когда она стала носить имя Героев Небесной Сотни и памятник  Рудневу, стоявший здесь с 1959 года, убрали.

-4

Таким есть экскурс по историческим названиям некогда Михайловской площади до наших дней. Всех нюансов в одной статье захватить невозможно, хочется еще рассказать о самом храме, давшем первое название данной площади. Для этого необходимо вернуться в XVIII век.

Михайловский храм

Первое упоминание в исторических источниках о деревянной Михайловской церкви датируется 1663 годом, хотя внешнего вида или других более точных сведений о ней найти похоже не представиться возможным. Хотя в жизни бывают всякие интересные события.

Новые жизненные силы в церковь Архангела Михаила в 1711 году вдохнули старосты Иван Ус и Петр Миргород вместе с ключником Василием Савченко, харьковчанином Андреем Молчаном и изюмским судьей Андреем Скачковым. Все они пожертвовали на строительство более обширной деревянной церкви по сто рублей.

Интересный факт датирован 1728 годом, в данное время в Михайловский храм пришел императорский манифест, который строго приписывал нормы поведения “… дабы нигде в городах и селах, воров и разбойников, также беглых солдат, драгун, рекрут и крестьян не скрывать и пристанищ им не давать.” 

Предписывалось читать манифест в воскресные и праздничные дни прихожанам во всеуслышание. Есть еще интересные сведения о расценках на проведение церковных треб. Данные из доклада Святейшего Синода от 17 февраля 1765 года, предоставленного Екатерине II.

“… за молитву родительнице 2 копейки, крещение младенца 3 коп., свадьба 10 коп., погребение взрослых 10 коп., младенцев 3 коп., за исповедь и причастие не брать, за молебны и поминовения-по соглашению”. В 1766 году появилось распоряжение о том, кто не был на исповеди три года, отправлять на казенные работы на 2 недели.

Последняя принудиловка мне понравилась больше. Для того, чтобы понять описанные ниже события, необходимо привести факты о состоянии прихода В Михайловской церкви в разные годы. В 1730 году приход насчитывал 280 мужчин и 230 женщин. Следующие известия за 1750 год-360 мужчин и 312 женщин.

Год 1770 дал такие показатели-655 мужчин и 610 женщин, а 1790-810 мужчин и 798 женщин. По этим данным мы можем наблюдать рост населения данной части захарьковской территории города. Мы подошли к новому периоду в жизни храма, если можно так сказать, каменному.

-5

Дмитрий Иванович Багалей приводит в своей работе, так называемую, храмовую грамоту, датированную 31 августа 1783, пришедшую в Харьков на имя протоиерея Михаила Шванского от епископа Белгородского и Обоянского Аггея. Из нее мы узнаем, что прихожанами церкви Архангела Михаила было подано прошение.

Оно заключалось в просьбе постройки рядом с обветшалым деревянным храмом нового каменного с тем же самым именем. В нем они сообщали, что для проведения работ имеют “… всяких принадлежащих материалов приготовлено довольное число, денег в наличии тысяча сто рублей”.

Далее говорилось, что препятствий к постройке храма не обнаружено, но в грамоте были указаны, если можно так сказать, минимальные размеры для строительства. “… алтарь в длину и ширину 8 аршин, настоящая церковь в длину 12 аршин, в ширину 9 аршин.

Была приписка, гласившая, что “… если прихожане желают сделать церковь пространнее, отдать на их волю, но не дозволять делать меньше”. Далее шли описания как, согласно церковным указам, делать алтарь, каким должно быть убранство и какими должны быть иконы. Требовалось обнести церковь пристойной оградой.

После получения грамоты храм был заложен уже 10 сентября того же года. Проект был сделан, как считают некоторые источники, губернским архитектором того времени Петром Антоновичем Ярославским. Каменное строение делали рядом с деревянной церковью, которую не разбирали.

Из приведенных выше данных о численности прихода можно легко сделать вывод о достаточной бедности оного и нет ничего необычного в том, что первые годы работы каменного храма, прихожане пользовались колоколом на деревянной колокольне. Строительство длилось четыре года, и освящение произошло 6 сентября 1787 года.

Основные данные о каменной церкви начинаются с появления в ней в 1793 году приходной книги, полученной старостой Иваном Жилой в духовном правлении. Стало известно откуда поступали доходы в кассу. С церковного кирпичного завода, так же пасеки, от продажи воска и меда, от продажи свечей, от аренды церковной избы.

Следующая часть доходов состояла из пожертвований и услуг церковных, о которых говорилось выше. Все данные записывались в книгу, в ней же описаны и расходы. Как оказалось таких поступлений в церковную казну было недостаточно даже для пристройки к храму каменной колокольни.

Данные работы проводились в 1794-1795 годах. Кроме пристройки с колокольней была сделано помещение для сторожа и сооружена деревянная ограда. В указанной книге была произведена запись, что эти расходы вынудили продать церковную избу и еще занять деньги у посторонних лиц.

Такая информация еще раз ярко характеризует бедность Михайловского прихода. С приходом Советской власти отношение к религии сильно изменилось и храму стало еще тяжелее выживать. Не удалось. В 1931 году Харьковский городской совет передает здание ОСОАВИАХИМу.

Во время войны, некогда церковное сооружение, сильно пострадало, но все равно жители близлежащих районов, после ухода из города немецких войск, подали заявление городским властям о возобновлении работы Михайловской церкви. И в 1946 году такое разрешение было получено.

Но наступило хрущевские времена и многострадальный храм разделил участь тысяч своих собратьев по вере. По той идеологии она считалась опиумом для народа и искоренялась максимально возможными методами. В 1961 году Михайловская церковь была просто взорвана, а на ее месте разбили сквер.

На сегодня пора заканчивать повествование, но рассказ о Михайловской площади не закончен. Во второй части познакомимся с архитектурой зданий и дальнейшей реконструкцией самой территории. Постараюсь опубликовать больше фотографий разного времени.

Прошу поделиться информацией с друзьями в соц. сетях, чтобы большее число людей могло познакомиться с историей нашего города. Подписывайтесь на рассылки, оставляйте комментарии на сайте. Желаю всем удачи.