Министерства культуры и просвещения утвердили Культурный норматив школьника и разослали в школы методички по реализации этого просветительского проекта. В документе почти 200 страниц рекомендаций, методологии, алгоритмов, функций… Перейдем сразу к самой интересной части проекта - к спискам произведений, рекомендованных школьникам для обогащения культурного кода.
Списки касаются не только литературы, но и музыки, кино, театра, архитектуры, изобразительного искусства, народных традиций и ремесел. Рекомендации разделены на три школьных возраста: младший, средний и старший.
Сегодня рассказываем о корпусе литературных произведений, с которым, по мнению экспертов, должны быть знакомы дети в 1-4 классах, чтобы быть погруженными в культурное пространство общества и успешно «сдать» норматив по литературе.
Согласно таблице нормативов, ученики младших классов, желающие получить золотую медаль культурного школьника (да, за приобщение к культуре будут награждать медалями), за год должны освоить 63 литературных произведения и посетить не менее 10 учреждений культуры (библиотеки, литературные музеи, дома-музеи и пр.). Под литературными произведениями подразумеваются сказки, рассказы, повести и пр. Вот как между ними распределяется объем:
- 4 повести и/или пьесы
- 10 рассказов
- 12 стихов и басен
- 12 сказок и эпосов
- 10 загадок
- 15 пословиц
В конце года ребенок должен продемонстрировать следующие свои компетенции: объяснить смысл пословиц и устаревших слов, уметь отличить литературную загадку от народной, знать главных и второстепенных героев, знать авторов и названия произведений.
Следить за тем, что ребенок «окультуривается», должны классные руководители в удобной для них форме. Школьники при этом должны вести культурные дневники. Младшим классам рекомендовано ведение печатных дневников. Для этого подойдут обычные толстые тетради, которые следует разделить на семь разделов, один из них посвящается литературе. На страницах литературного раздела нужно вести паспорт каждой прочитанной книги: название, автор, издательство, год издания, имена переводчиков и художников, а также впечатления о книге, что понравилось, что не понравилось, какие мероприятия посещал ребенок, связанные с этой книгой (встречи с авторами, книжные клубы, спектакли…).
А теперь собственно список литературных произведений (их получилось 130) для младших классов. Произведения не из списка в культурные нормативы засчитываться не будут.
- Белов Василий, Рубцов Николай. Рассказы о животных
- Буслаев Василий. Добрыня и змей (былины)
- Былины. Сказки о богатырях. Бой на Калиновом мосту.
- Линдгрен А. Мадикен и Пимс из Юнибаккена
- Линдгрен Астрид. Пеппи Длинный чулок
- Могилевская С. Семь разноцветных сказок
- Некрасов А. Приключения капитана Врунгеля
- Некрасов Н. Дедушка Мазай и зайцы
- Нестлингер Кристине. Рассказы про Франца
- Носов Н. «Живая шляпа» и другие рассказы
- Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей
- Паустовский К. Рассказы и сказки
- Пивоварова И. М. Однажды Катя с Манечкой
- Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители
- Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика
- Пушкин Александр. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
- Ребятам о зверятах. Рассказы русских писателей
- Ремнева М. Л. Аз Буки Веди
- Рубцов. Н. Стихи про зайца.
- Родари Джанни. Путешествие голубой стрелы
- Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей
- Русские народные сказки
- Сахарнов С. Сказки из дорожного чемодана
- Семенов А. Записная книжка волшебника
- Сергиенко К. К. Картонное сердце
- Скребицкий Георгий. Друзья моего детства
- Твен Марк. Приключения Тома Сойера
- Токмакова Ирина. Аля, Кляксич и буква А
- Толстой А. Н. Как ни в чем не бывало
- Трэверс Памела. Мэри Поппинс
- Уайльд О. Кентервильское привидение
- Усачев Андрей. Бова-королевич
- Успенский Л. В. Беда с этим козликом.
- Успенский Эдуард. 25 профессий Маши Филимоновой
- Успенский Эдуард. Гарантийные человечки
- Успенский Эдуард. Меховой интернат
- Черный Саша. Библейские сказки
- Чуковский Корней. Доктор Айболит
- Шварц Е. Сказка о потерянном времени
На самом деле, в списке литературного минимума начинающего культурного человека нет ничего необычного, незнакомого, экстравагантного. Все эти произведения дети и так получают в списках внеклассного чтения. Просто теперь мы, родители, лучше понимаем, какие книги следует прочитать ребенку в первую очередь.
Экспертом по составлению списка литературных произведений выступила Козловская Наталья Викторовна, заместитель директора Центра библиографии и детской литературы Российской государственной детской библиотеки. Внешними экспертами были члены Союза писателей России, Литературного института имени А.М.Горького, а также Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
- Культурный норматив школьника изучала Ольга Иванова
В следующем материале рассмотрим культурные нормативы по музыке для младших классов. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.