«Дорога жизни» — трасса, проложенная по льду Ладожского озера, — в прямом смысле подарила жизнь солдатам и простым ленинградцам. Это была единственная дорога, по которой можно было доставить продовольствие в блокадный город.
1. Зачем нужна была «Дорога жизни»?
В начале сентября 1941 года немецкая армия окружила защищающие Ленинград советские войска. В кольце блокады оказались солдаты Ленинградского и Балтийского флота, а также все гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей. Запасов продовольствия в Ленинграде было очень мало, и нужно было срочно организовывать его доставку.
2. Были ли какие-то альтернативы «Дороге жизни»?
Да. Доставлять продукты в оккупированный город можно было при помощи авиации. Советской армии удалось наладить авиаперевозки, но они не могли обеспечить жителей Ленинграда всеми необходимыми товарами.
3. Нужно было создать целую инфраструктуру
Работы на Ладожском озере начались в конце августа 1941 года, когда стало понятно, что без дополнительного варианта сообщения город не сможет выдержать блокаду. Уже к сентябрю были построены 4 причала, склады, защитная дамба и узкоколейная железная дорога. В октябре началась подготовка к созданию ледовой трассы через Ладожское озеро. Это очень сложный и рискованныйпроект даже для мирного времени.
4. Но разве до войны не перемещались по льду?
Да, путешествие по льду Невы было обычным явлением в Санкт-Петербурге. Но все перемещения были краткосрочными и не такими масштабными.
5. В чем заключались сложности?
В 1941 году Ладога была еще недостаточно исследована, и у ученых было мало информации о ледовом режиме озера. Поэтому перед тем, как отправить машины с мукой в Ленинград, по льду проходили солдаты, рискуя в любой момент провалиться под лед.
6. На «Дороге жизни» были свои правила движения
Причем разрабатывались они не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском Физико-техническом институте. Сначала физики определили износ льда и рассчитали, при каких условиях он может проломиться. Затем они выпустили список рекомендаций. К примеру, в нем был пункт о том, что при движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть более 70 м.
7. «Дорога жизни» в цифрах
За все время ее существования по «Дороге жизни» был эвакуирован примерно 1 млн 376 тыс. жителей блокадного города. Также по этой трассе перевезли свыше 1 млн 615 тыс. тонн грузов.
Поделиться Сохранить в закладкахSntch.comчас назадРедактировать