С чего бы начать? Пожалуй, с небольшого отступления, в котором расскажу, как я пришел к фэтбайку.
Начинал я с подвеса Giant Anthem (фото у себя в архиве найти не смог), носился на нем по лесам, занимался триалом, зарабатывал гематомы и шрамы в общем. Агрессивные покрышки, два амортизатора, а чего еще для счастья надо? Однако будучи еще и туристом (в те времена только пешим и водным), постепенно захотел вписать себя и в вело категорию (видимо пришло осознание, что душа хочет покоя и странствий на двух колесах тоже). Пробовал походы на подвесе, но байкпэкинг еще не был так распространён, поэтому без багажника в походе было нечего и делать. Пришлось с грустью распрощаться с подвесом и купить МТБ хардтейл GT aggressor. Он был подвергнут кастому, и был отправлен в странствия.
Однако уже после года поездок, я понял – что-то не то! И тут даже речь не о жесткости хардтейла в сравнении с подвесом. Я говорю о другом: проходимость – это первое, что упало. Те места, которые я проезжал на подвесе и которые очень любил, теперь давались с трудом или вообще были закрыты для меня. Но самое главное – из покатушек пропал задор, пропала искорка веселья, все свелось к унылому вкручиванию педалей до полного изнеможения. Тогда было принято решение искать, что-то новое или возвращаться к старому, т.е. к подвесу. Когда я начал просматривать форумы и статьи на велотематику оказалось, что начинают набирать популярность велосипеды на шинах низкого давления (fatbike). Но цены на брендовые модели были на уровне с ценой хорошего подвеса, поэтому снова пришлось зарыться в дебри всемирной паутины и найти там в нескольких интернет магазинах города бюджетный фэт от фирмы Black one модель Monster. Делалось это с одной лишь целью – сравнить обычный хардтейл (GT в моем случае) и фэтбайк.
Сравнения проходили просто:
1. Поочередно катал на велосипедах до работы.
2. Проходил маршруты сначала на одном потом на другом.
3. Велопоход. Поехал на фэте, а свой GT дал одному из участников, чтоб можно было смотреть за прохождением со стороны и меняться прямо на маршруте.
Сравнивать пришлось не долго, ибо B1 прошел в походе по заболоченному участку даже не чихнув, а GT пришлось вести рядом. Несмотря на разницу в весе (GT 15 кг, а B1 20 кг), разницы в накате и скорости я не сильно заметил. Кстати, это очень частый вопрос: « а есть ли разница по скорости с обычным МТБ? Не тяжелее его раскручивать?» Я проверял скорость по GPS навигатору Garmin – разница была минимальная (если на прямой на определенном участке я разгоняю МТБ до 35 км/ч, то фэт я успеваю разогнать на этом же участке только до 30-32), единственное что заметно увеличивается, так это парусность велосипеда, что и понятно.
Этот факт еще больше меня подтолкнул к следующей ступеньке – покупке уже «взрослого» фэта. Главное, что меня коробило на B1 – полное отсутствие точек крепления под багажник и флягодержатели. А еще интересовал вопрос: «Можно ли поставить колеса больше?» С этим помогла фирма INO. Как оказалось, можно все! На раме присутствует множество точек крепления, колеса встают до 5.05 включительно, а рамы есть до 23-ей ростовки, что при моем росте в 198 очень актуально.
И вот радостный момент, обмен GT и B1 на деньги, а деньги на новенький INO SON. При весе в 15-16 кг, у него были колеса 4.9 (но это не точно, об этом чуть позже), а еще стояла трансмиссия 2x9. Так я полностью погрузился в мир фэтбайка, о котором мы сейчас поговорим чуть подробнее.
Несколько слов о стоковой резине.
На большинство фэтов ставят в стоке резину от фирмы ChaoYang модель BigDaddy. Такая стояла на моем первом фэте (26х4.0), такая была и на INO (26х4.9). Объясняется это очень просто – ценой на данные покрышки, а еще её легкодоступностью, качеством.
Вообще это одни из самых дешевых, которые можно сейчас найти на рынки, но при этом имеют вполне хороший протектор. Они почти не режет накат, довольно сносно и предсказуемо ведут себя на бездорожье, но на рыхлом снегу их грунтозацепов явно не хватает, из-за чего возникают чувствительные пробуксовки, а на жидкой грязи покрышки начинает неприятно плыть, это тоже является показателем того, что нужны более агрессивные грунтозацепы. Поэтому, когда встал вопрос о замене резины, я начал смотреть и выбирать именно по качеству протектора. Мой выбор пал на Surlu Lou на заднее колесо и Schwalbe Jumbo Jim на переднее. И тут, при замене, вскрылся еще один интересный факт. Менял я на покрышки с размерностью 4.8, это означает, что они должны быть чуть уже чем мои 4.9, однако.
О размерности покрышек на фэт, или не все так просто как может показаться.
Когда заходишь на форумы по фэт тематике или подобные группы в соц.сетях, то очень часто можно видеть, как люди задают вопросы: «Встанет ли «такая-то» покрышка в «такую-то» раму?» или же «насколько «такая-то» покрышка больше/меньше «такой-то»?». Почему столько вопросов? Да потому, что в реальности очень сложно предугадать какой размер будет иметь та или иная резина. Даже исключая тот факт, что на разных ободах одна и та же резина имеет разный размер (а обода на фэт бывают от 65-го до 100+), покрышки с одной и той же маркировкой (4.8 к примеру), но разных брендов будут сильно отличаться. Причем отличаться настолько явно, что иногда даже не нужно измерять – видно и на глаз.
Но тут видимо сказывается любовь китайцев к маломерности, потому как оказалось, что BD 4.9 реально меньше чем почти все их американо-европейские собратья в размерности 4.8. Да, где-то это было не так явно, например, как в сравнении с Schwalbe Jumbo Jim 4.8. Там уже на глаз не сказать, они очень похожи, но измерения показали, что немцы чутка, но шире.
Однако отсюда можно сделать и еще один вывод: раз Surly больше на столько, что это заметно, а JJ нет – значит Surly 4.8 не только больше BD 4.9, но еще и больше JJ 4.8! И это мы сейчас говорим пока только о разбортированых покрышка. А ведь еще есть разные варианты установки (камерная и бескамерная), разные размеры ободов (65-100+). «Ну и как понять реальный размер?», спросите вы. Да, почти никак! Только искать на форумах тех, у кого стоит интересующий вас конфиг.
Продолжение следует.
Сравнение INO и B1.
Про фэт INO можно почитать здесь.
Про фэт B1 можно почитать здесь.
По GT Aggressor 2.0 можно почитать здесь.