Найти в Дзене
Невский Путник

Фэтбайк. Первые шаги и вопросы. Часть первая.

С чего бы начать? Пожалуй, с небольшого отступления, в котором расскажу, как я пришел к фэтбайку.
Начинал я с подвеса Giant Anthem (фото у себя в архиве найти не смог), носился на нем по лесам, занимался триалом, зарабатывал гематомы и шрамы в общем. Агрессивные покрышки, два амортизатора, а чего еще для счастья надо? Однако будучи еще и туристом (в те времена только пешим и водным), постепенно захотел вписать себя и в вело категорию (видимо пришло осознание, что душа хочет покоя и странствий на двух колесах тоже). Пробовал походы на подвесе, но байкпэкинг еще не был так распространён, поэтому без багажника в походе было нечего и делать. Пришлось с грустью распрощаться с подвесом и купить МТБ хардтейл GT aggressor. Он был подвергнут кастому, и был отправлен в странствия.

Однако уже после года поездок, я понял – что-то не то! И тут даже речь не о жесткости хардтейла в сравнении с подвесом. Я говорю о другом: проходимость – это первое, что упало. Те места, которые я проезжал на подвесе и которые очень любил, теперь давались с трудом или вообще были закрыты для меня. Но самое главное – из покатушек пропал задор, пропала искорка веселья, все свелось к унылому вкручиванию педалей до полного изнеможения. Тогда было принято решение искать, что-то новое или возвращаться к старому, т.е. к подвесу. Когда я начал просматривать форумы и статьи на велотематику оказалось, что начинают набирать популярность велосипеды на шинах низкого давления (fatbike). Но цены на брендовые модели были на уровне с ценой хорошего подвеса, поэтому снова пришлось зарыться в дебри всемирной паутины и найти там в нескольких интернет магазинах города бюджетный фэт от фирмы Black one модель Monster. Делалось это с одной лишь целью – сравнить обычный хардтейл (GT в моем случае) и фэтбайк.

Сравнения проходили просто:
1. Поочередно катал на велосипедах до работы.
2. Проходил маршруты сначала на одном потом на другом.
3. Велопоход. Поехал на фэте, а свой GT дал одному из участников, чтоб можно было смотреть за прохождением со стороны и меняться прямо на маршруте.

Сравнивать пришлось не долго, ибо B1 прошел в походе по заболоченному участку даже не чихнув, а GT пришлось вести рядом. Несмотря на разницу в весе (GT 15 кг, а B1 20 кг), разницы в накате и скорости я не сильно заметил. Кстати, это очень частый вопрос: « а есть ли разница по скорости с обычным МТБ? Не тяжелее его раскручивать?» Я проверял скорость по GPS навигатору Garmin – разница была минимальная (если на прямой на определенном участке я разгоняю МТБ до 35 км/ч, то фэт я успеваю разогнать на этом же участке только до 30-32), единственное что заметно увеличивается, так это парусность велосипеда, что и понятно.

22 км/ч - эта моя средняя скорость передвижения на фэте по дороге, даже с учетом его загрузки и снега.
22 км/ч - эта моя средняя скорость передвижения на фэте по дороге, даже с учетом его загрузки и снега.

Этот факт еще больше меня подтолкнул к следующей ступеньке – покупке уже «взрослого» фэта. Главное, что меня коробило на B1 – полное отсутствие точек крепления под багажник и флягодержатели. А еще интересовал вопрос: «Можно ли поставить колеса больше?» С этим помогла фирма INO. Как оказалось, можно все! На раме присутствует множество точек крепления, колеса встают до 5.05 включительно, а рамы есть до 23-ей ростовки, что при моем росте в 198 очень актуально.

Фэт от INO в стоке. Из допов только крылья, сумочка и фонарики.
Фэт от INO в стоке. Из допов только крылья, сумочка и фонарики.

И вот радостный момент, обмен GT и B1 на деньги, а деньги на новенький INO SON. При весе в 15-16 кг, у него были колеса 4.9 (но это не точно, об этом чуть позже), а еще стояла трансмиссия 2x9. Так я полностью погрузился в мир фэтбайка, о котором мы сейчас поговорим чуть подробнее.

Несколько слов о стоковой резине.
На большинство фэтов ставят в стоке резину от фирмы ChaoYang модель BigDaddy. Такая стояла на моем первом фэте (26х4.0), такая была и на INO (26х4.9). Объясняется это очень просто – ценой на данные покрышки, а еще её легкодоступностью, качеством.

ChaoYang BigDaddy. Фото из открытых источников.
ChaoYang BigDaddy. Фото из открытых источников.

Вообще это одни из самых дешевых, которые можно сейчас найти на рынки, но при этом имеют вполне хороший протектор. Они почти не режет накат, довольно сносно и предсказуемо ведут себя на бездорожье, но на рыхлом снегу их грунтозацепов явно не хватает, из-за чего возникают чувствительные пробуксовки, а на жидкой грязи покрышки начинает неприятно плыть, это тоже является показателем того, что нужны более агрессивные грунтозацепы. Поэтому, когда встал вопрос о замене резины, я начал смотреть и выбирать именно по качеству протектора. Мой выбор пал на Surlu Lou на заднее колесо и Schwalbe Jumbo Jim на переднее. И тут, при замене, вскрылся еще один интересный факт. Менял я на покрышки с размерностью 4.8, это означает, что они должны быть чуть уже чем мои 4.9, однако.
О размерности покрышек на фэт, или не все так просто как может показаться.
Когда заходишь на форумы по фэт тематике или подобные группы в соц.сетях, то очень часто можно видеть, как люди задают вопросы:
«Встанет ли «такая-то» покрышка в «такую-то» раму?» или же «насколько «такая-то» покрышка больше/меньше «такой-то»?». Почему столько вопросов? Да потому, что в реальности очень сложно предугадать какой размер будет иметь та или иная резина. Даже исключая тот факт, что на разных ободах одна и та же резина имеет разный размер (а обода на фэт бывают от 65-го до 100+), покрышки с одной и той же маркировкой (4.8 к примеру), но разных брендов будут сильно отличаться. Причем отличаться настолько явно, что иногда даже не нужно измерять – видно и на глаз.

Покрышка ChaoYang BigDaddy 4.9 (слева) и покрышка Surly Lou 4.8 (справа), разница по ширине видна сразу, хоть это и странно, но 4.8 больше чем 4.9.
Покрышка ChaoYang BigDaddy 4.9 (слева) и покрышка Surly Lou 4.8 (справа), разница по ширине видна сразу, хоть это и странно, но 4.8 больше чем 4.9.

Но тут видимо сказывается любовь китайцев к маломерности, потому как оказалось, что BD 4.9 реально меньше чем почти все их американо-европейские собратья в размерности 4.8. Да, где-то это было не так явно, например, как в сравнении с Schwalbe Jumbo Jim 4.8. Там уже на глаз не сказать, они очень похожи, но измерения показали, что немцы чутка, но шире.

Покрышка ChaoYang BigDaddy 4.9 (справа) и покрышка Schwalbe Jumbo Jim 4.8 (слева). Тут все не так явно, приходится измерять штангенциркулем.
Покрышка ChaoYang BigDaddy 4.9 (справа) и покрышка Schwalbe Jumbo Jim 4.8 (слева). Тут все не так явно, приходится измерять штангенциркулем.

Однако отсюда можно сделать и еще один вывод: раз Surly больше на столько, что это заметно, а JJ нет – значит Surly 4.8 не только больше BD 4.9, но еще и больше JJ 4.8! И это мы сейчас говорим пока только о разбортированых покрышка. А ведь еще есть разные варианты установки (камерная и бескамерная), разные размеры ободов (65-100+). «Ну и как понять реальный размер?», спросите вы. Да, почти никак! Только искать на форумах тех, у кого стоит интересующий вас конфиг.

Продолжение следует.

Сравнение INO и B1.
Про фэт INO можно почитать здесь.
Про фэт B1 можно почитать здесь.
По GT Aggressor 2.0 можно почитать здесь.