Как-то добрался я и до бёртоновской "Алисы". Ну что тут сказать... скорее понравилось, чем нет, фильм-то вполне бёртоновский в самом лучшем смысле: романтическая история встречи двоих не от мира сего, причём история достаточно неоднозначная. С одной стороны вроде бы всё заканчивается хорошо, и Алиса становится достойной преемницей своего отца, выдавая на-гора смелые и неординарные идеи для развития бизнеса, живя своей собственной, а не навязанной обществом, жизнью, дав отставку претенденту на руку и сердце, несмотря на то, что он всё-таки лорд, хотя и страдающий запорами, называя вещи своими именами без политкорректности и толерантности к выдуманным друзьям -- в общем, формируется как независимая личность. А вот с другой стороны...
А с другой стороны та же самая тётя, свихнувшаяся на почве ожидания своего какающего бабочками принца, вполне могла бы высказать нечто подобное самой Алисе, пообещавшей Шляпнику, что она ещё вернётся, да так быстро, что тот не успеет опомниться (тонкий троллинг не совсем нормального не совсем нормальной. 8-) К доктору, срочно к доктору -- или замуж, дура!
Замуж, правда, наша героиня не торопится, да и правильно делает: с таким мужем, как этот юный лорд, уже к концу медового месяца возникло бы непреодолимое желание повеситься. Ну, или сбежать обратно в т.н. "Страну Чудес", которая, как выясняется, вовсе не горячечный бред и не глюки, но воспоминания -- то ли из раннего детства, то ли из параллельной реальности, где причудливым образом трансформируются привычные объекты и знакомые люди (Траляля и Труляля, например). А попасть туда достаточно просто, нужно всего лишь "ссследовать ззза", как говорил некий свайг у тов. Васильева, Белым Кроликом, проводником из этого мира в мир иной (не зря Алиса проносится по извилистому тоннелю, ожидая света в конце: то ли смерть, то ли рождение заново -- "мама, роди меня обратно!").
Правда, попадает Алиса в этот мир как раз в разгар общественно-политического противостояния, расколовшего общество на сторонников Красной Королевы Червей АКА Кровавой Ведьмы и её сестры, Белой Королевы, лишившейся и короны, и вострого меча в результате налёта Бармаглота. Но поскольку в пророчестве написано и о грядущем поражении непобедимого Бармаглота ("И голова барабардает с плеч") от руки вооружённой вострым мечом Алисы (какой именно -- неизвестно, Белый Кролик перетаскал в мир иной далеко не одну Алису, но все они неизменно оказывались НЕ ТОЙ, а что с ними происходило дальше -- о том история умалчивает), Красная Королева, привыкшая решать все проблемы посредством массовых расстрелов казней инакомыслящих ("ГОЛОВУ С ПЛЕЧ!!!!11"), требует от тайной и явной полиции тщательно следить за всеми вновь прибывающими, особенно Алисами. Вот как раз в такую облаву и попадает Алиса, до последнего пытающаяся убедить себя в том, что ей это снится, что она вот-вот проснётся, и злопасный Брандашмыг тоже всего лишь сон... АРРРРРГХ!!!11 -- кожа на руке вспарывается глубокими бороздами, но сильная и вполне настоящая боль вовсе даже не выбрасывает Алису из "сна", и ей приходится спасаться бегством, понемногу осознавая, что новая реальность может быть и ТАКОЙ -- с гигантскими разноцветными галлюциногенными грибами повсюду, с обкуренной гусеницей-оракулом, интуитивно прозревающей всё сущее, с гиеноподобным Брандашмыгом и безумным чаепитием у Безумного Шляпника.
Вообще-то и в стане Красной Королевы не всё так стабильно и однозначно, как бы ей того хотелось. Подавляющее большинство подданных служит ей не за совесть, а из страха, маскируя свою нормальность уродливыми масками, накладными ушами, носами, горбами, зобами и т.д., угодливо поддакивая и тихо ненавидя в надежде когда-нибудь поквитаться. Даже любвеобильный, не пропускающий ни одной юбки Валет, глава королевского сыска и любовник Ея Величества по совместительству, не питает особой любви к хозяйке. Кстати, именно он советует ей окончательно выбросить из головы последние надежды на любовь подданных и править железной рукой, потому что самый сильный мотиватор -- страх.
Правда, потом выясняется, что не совсем, т.к. даже страх за оставшуюся в заложниках семью не мешает псу помогать противникам Кровавого Режима, да и злопасный Брандашмыг вполне мог бы сказать (если бы умел говорить, конечно): "Я ведь почему такой злой был? Потому, что у меня велосипеда не было со мной по-скотски обращались!" Безумный Шляпник, сознательно идущий на смерть, чтобы Алиса осталась в живых (вот его-то, безумного Пьеро Страны Чудес, безответно полюбившего свою гостью из будущего иного мира, наверное, жаль больше всех, ибо безнадёга и безысходность плохо маскируются шуточками и джигодрыгой), и Соня, умудрившаяся выбить глаз многократно превосходящему её размерами, весом и силой Брандашмыгу, тоже находят в себе силы победить страх. Чеширский Кот, заявлявший о желании держаться подальше от политики, тоже активно участвует в восстании, но с ним-то проще, ему-то с его умением в любой момент свалить из Этой Страны© исчезнуть вообще всё пофигу, и попытки запугать Чеширского Кота -- это даже не смешно. 8-)
Ну, это так, сюжет. А вот ассоциации местами вырисовываются весьма занятные: так, например, сражение воинств Красной и Белой Королев ну о-о-очень смахивает на Гражданскую войну после Октябрьской Революции: красные против белых, всё как есть. И белые, как принято изображать их в постсоветской истории, поистине белые и пушистые, а Белая Королева так и вообще не желает причинять зло ни одному живому существу в отличие от Красной Королевы, практикующей красный террор и рубку голов направо и налево. И ленинский огромный лоб Красной Королевы тоже как бы намекает. Но самое любопытное, как всегда, в неоднозначности: неспроста, ой, неспроста добрейшая Белая Королева (Белая Богиня Грейвза?) в corpse-paint'е неожиданно говорит о том, что её сестрица предпочитает править в мире ЖИВЫХ -- следовательно?.. И неожиданное наличие гнилых пальчиков, с наслаждением обнюхиваемых Белой Королевой, в составляемом для Алисы зелье тоже выглядит не совсем нормальным для Светлой Стороны Силы. Так что же получается? В Стране Чудес восторжествовала... Смерть?