Современный мир пользователей PC и других устройств ориентирован на Интернет. Если нужна помощь, то достаточно спросить об этом поисковую систему. Для более узкоспециализированных задач существуют тематические форумы, которые выжили, несмотря ни на что, чаты техподдержки, социальные сети, в конце концов. Да и пользователи нынче иные, более компетентные в простых вопросах. И если раньше в Windows 95 новому владельцу сразу после установки рассказывали, что такое мышь, то современный неопытный пользователь довольно быстро освоится в интерфейсах многих программ, хотя и глубина его погружения не превысит лишь базовых функций.
Централизованная справка в программах сегодня, скорее, отсутствует, чем имеется в наличии, а та, что есть, как правило, либо ориентирована на сеть, либо сделана криво, а чаще и то, и другое. Поэтому наверняка среди читателей данной статьи найдутся те, кто не понял юмора титульной картинки. Однако в недавнем прошлом системе помощи уделялось огромное внимание, и под неё была изначально выделена специальная клавиша - та самая F1, которая сегодня присутствует даже не на всех клавиатурах.
Необходимость в системе помощи возникла, когда компьютеры стали персональными, то есть, когда для работы с ними стало достаточно одного человека. Этот человек, получая новую программу, должен был в кратчайшие сроки обучиться работать с ней, и гораздо удобнее было вместо внешней справочной системы использовать внутреннюю. Помощь вызывалась с помощью командной строки командами /?,?,help,/help и реализовывалась посредством желания и обязанностей разработчика программы. Часто выводился просто список поддерживаемых команд. Так до сих происходит в Windows:
Авторский скриншот
Внутри же программы после того, как она уже запущена, автор мог использовать клавишу F1 для вывода общей справки и её комбинации с управляющими клавишами - Ctrl+F1, Shift+F1, Alt+F1 а позже и Extra+F1 - для контекстной справки и иных вариантов. Поначалу сама эта справка никак не стандартизировалась, но позже пришёл единый бесплатный формат - CHM.
Файлы CHM представляли из себя откомпилированные RTF с оглавлением, внутренними и внешними ссылками и другими возможностями и открывались в специальной программе.
Так продолжалось довольно долго и формально продолжается до сих пор. Вот только сегодня фактически никто не пользуется форматом CHM и не потому, что он не удовлетворяет каким-то потребностям, нет. Сначала в моду вошли другие электронные форматы для чтения, и в справке использовали в том числе их - PDF, HXS, ePUB, а потом все как по мановению волшебного стилуса перешли на HTML.
Даже в офлайн-справке HTML используется всё чаще, но офлайн-справки почти не осталось, и Windows 10 по нажатию F1 ведёт в Интернет.
Вроде бы и неплохо, в Интернете информация всегда актуальна в отличие от офлайн-данных, которые могут устареть. Вот только HTML так никто и не начал нормально индексировать для справочной системы. И если во времена CHM, выделив слово и нажав CTRL+F1, можно было открыть справку именно по этому слову (актуально, если речь идёт о среде разработки) либо осуществить его поиск, то сейчас CTRL+F1 чаще всего вообще не отличается от нажатия F1.
Хорошо ли, плохо ли это? Когда-то на одном профильном форуме я лично весьма активно "топил" за HTML против CHM, а сейчас... А сейчас я уже не помню, когда, в принципе, пользовался справочной системой в последний раз.
Автор @fainder
Вычитка ФилФак
Если понравилась статья, то ставьте ЛАЙК 👍, делитесь в социальных сетях, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, оставляйте комментарии.