Найти тему
Профориентатор

Лайфхаки для выступления на публике. Ваша лучшая презентация

Оглавление

Умение публично выступать – это необходимый в работе и учебе навык. И что позитивно - его можно освоить! Не существуют людей, которые совсем не волнуются перед выходом на сцену и которые без подготовки завоевывают внимание аудитории в тысячу человек. Сегодня расскажем, как поработать над своим выступлением, чтоб "зацепить" слушателя и оторвать его от смартфона.

В Древней Греции умение выступать на публике относили к искусству. И это при том, что отвлекающих смартфонов и youtube-каналов тогда не было, и публика была неискушенная.
В Древней Греции умение выступать на публике относили к искусству. И это при том, что отвлекающих смартфонов и youtube-каналов тогда не было, и публика была неискушенная.

Как подготовиться к выступлению после того, как текст доклада примерно готов?

Секрет №1. Главный на вашем выступлении – слушатель.

Подумайте о том, что будет интересно слушателю и как ему будет удобно понять информацию. Рассказывайте, а не читайте. Используйте визуальный канал восприятия: фото и видеоматериалы, язык тела и язык жестов. Вы подготовили текст, но очень важно донести его до слушателей, иначе все ваши старания по поиску интересной информации и разработке новых идей окажутся напрасными.

-2

Секрет №2. Чтобы подготовить сильное выступление, необходимо проработать хорошее начало и хорошее заключение, а потом – соединить их!

По статистике человек лучше всего запоминает первые и последние несколько минут выступления, и помнит их еще долго, в отличие от того, что было сказано в середине. Поэтому начало и конец презентации должны нести наибольшую смысловую и выразительную нагрузку.

С чего начать свою презентацию, чтобы она запомнилась слушателю:

1. Покажите уверенность. Одна из распространенных ошибок спикера – выдать свое беспокойство. Конечно, выступление – это стресс, и очень трудно не волноваться, особенно начинающим спикерам. Но для вас важно не избавиться от беспокойства, а не показывать его публике. Стойте прямо, держите руки опущенными и двигайтесь спокойно. Теперь вы можете представиться: «Добрый день! Меня зовут Александр Иванов». Интонацией покажите свое спокойствие, стройте фразы уверенно.

2. Расскажите о себе. Вам не нужно описывать свою биографию, самое важное для слушателя, - узнать, почему именно вы так хорошо сможете раскрыть тему. Почему именно вас должна выслушать аудитория? Что вы планируете дать вашим слушателям, чтобы помочь им?

Стив Джобс был не только талантливым предпринимателем, но настолько же ярким спикером. Он умел завоевывать аудиторию своими жизненными историями, в западной практике это называют словом storytelling. Его презентации расходились на цитаты, и на основе его речей исследователи и тренеры по ораторскому мастерству выстраивали методики успешного выступления.
Стив Джобс был не только талантливым предпринимателем, но настолько же ярким спикером. Он умел завоевывать аудиторию своими жизненными историями, в западной практике это называют словом storytelling. Его презентации расходились на цитаты, и на основе его речей исследователи и тренеры по ораторскому мастерству выстраивали методики успешного выступления.

3. Трамплин. С первых минут выступления покажите, что оно будет интересным, захватите внимание слушателя. Трамплином для развития вашего выступления может послужит интересная статистика, например: «А вы знаете, что уже через 3 минуты выступления человек перестает слушать спикера, если не находит ничего значимого для себя?».

  • Задайте аудитории вопрос: когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается.
  • Цитата: найдите подходящую цитату известного человека, она может стать хорошей отправной точкой вашего рассуждения.
Найдите свой "трамплин"
Найдите свой "трамплин"
  • Визуальная иллюстрация: для установления контакта с аудиторией можете показать фотографию или небольшое видео. Можно даже показать какой-то предмет, который имеет отношение к теме выступления. Используйте возможности PowerPoint, ведь более 70% людей лучше воспринимают информацию визуально.
  • Необычная статистика: лучше, чем интересная статистика, действует парадоксальная или забавная статистика. Например: «Каждую секунду в мире рождается 3 человека, значит, с начала моего выступления родилось уже 180 человек».
  • Короткая история, которая занимает не более 30 секунд и непосредственно раскрывает тему. Помните, Стив Джобс славился именно историями, и если ваша тема это позволяет, то попробуйте создать рассказ. Повествование строится вокруг героя или события. Например: «В 2004 году 4 молодых человека, которые были студентами Гарвардского университета и соседями по комнате, решили создать веб-сайт, который позволит студентам университета общаться между собой в сети…». Слушатель погружается в историю и уже не вспомнит про свой телефон.

4. План выступления. Вы поймали внимание своего слушателя. Расскажите аудитории, о чем и в какой последовательности вы будете говорить. Логичное и структурированное изложение материала проще слушать и понимать. Удобно для наглядного представления плана использовать доску или презентацию PowerPoint. Не стоит зачитывать подряд все пункты, но дайте возможность слушателям самим прочесть их и прокомментируйте их. Важно, что многие захотят записать именно эти несколько пунктов.

Если человек знает план, ему проще воспринимать информацию
Если человек знает план, ему проще воспринимать информацию

Теперь аудитория готова слушать ваши идеи. Придерживайтесь плана и следите за временем.

Как завершить презентацию?

Вы знаете, что во время праздничного салюта самые мощные и красивые заряды оставляют на финал, ведь он запомнится больше всего. Имеет смысл оформить финал также ярко, как новогодний фейерверк.

На последней минуте спикер подводит итог всему выступлению, поэтому лучше вернуться к главной мысли в презентации, и донести ее заново, в измененном и запоминающемся виде. Ее можно оформить цитатой, найти визуальную поддержку в фото или картинке.

Желаем вам ярких выступлений и благодарных слушателей.

Статья, которая вам понравится:

Как "выходить из зоны комфорта"?

Для подростков в нашем Центре профориентации есть проверенная временем программа - тренинг Самопрезентация. Помогает не бояться выступлений, освоить нужные ораторские приемы и успешно защищать свои идеи на выступлениях в школе, вузе или на работе.