Умение публично выступать – это необходимый в работе и учебе навык. И что позитивно - его можно освоить! Не существуют людей, которые совсем не волнуются перед выходом на сцену и которые без подготовки завоевывают внимание аудитории в тысячу человек. Сегодня расскажем, как поработать над своим выступлением, чтоб "зацепить" слушателя и оторвать его от смартфона.
Как подготовиться к выступлению после того, как текст доклада примерно готов?
Секрет №1. Главный на вашем выступлении – слушатель.
Подумайте о том, что будет интересно слушателю и как ему будет удобно понять информацию. Рассказывайте, а не читайте. Используйте визуальный канал восприятия: фото и видеоматериалы, язык тела и язык жестов. Вы подготовили текст, но очень важно донести его до слушателей, иначе все ваши старания по поиску интересной информации и разработке новых идей окажутся напрасными.
Секрет №2. Чтобы подготовить сильное выступление, необходимо проработать хорошее начало и хорошее заключение, а потом – соединить их!
По статистике человек лучше всего запоминает первые и последние несколько минут выступления, и помнит их еще долго, в отличие от того, что было сказано в середине. Поэтому начало и конец презентации должны нести наибольшую смысловую и выразительную нагрузку.
С чего начать свою презентацию, чтобы она запомнилась слушателю:
1. Покажите уверенность. Одна из распространенных ошибок спикера – выдать свое беспокойство. Конечно, выступление – это стресс, и очень трудно не волноваться, особенно начинающим спикерам. Но для вас важно не избавиться от беспокойства, а не показывать его публике. Стойте прямо, держите руки опущенными и двигайтесь спокойно. Теперь вы можете представиться: «Добрый день! Меня зовут Александр Иванов». Интонацией покажите свое спокойствие, стройте фразы уверенно.
2. Расскажите о себе. Вам не нужно описывать свою биографию, самое важное для слушателя, - узнать, почему именно вы так хорошо сможете раскрыть тему. Почему именно вас должна выслушать аудитория? Что вы планируете дать вашим слушателям, чтобы помочь им?
3. Трамплин. С первых минут выступления покажите, что оно будет интересным, захватите внимание слушателя. Трамплином для развития вашего выступления может послужит интересная статистика, например: «А вы знаете, что уже через 3 минуты выступления человек перестает слушать спикера, если не находит ничего значимого для себя?».
- Задайте аудитории вопрос: когда люди не пассивно воспринимают информацию, а включаются в поиск ответа, градус внимания сразу повышается.
- Цитата: найдите подходящую цитату известного человека, она может стать хорошей отправной точкой вашего рассуждения.
- Визуальная иллюстрация: для установления контакта с аудиторией можете показать фотографию или небольшое видео. Можно даже показать какой-то предмет, который имеет отношение к теме выступления. Используйте возможности PowerPoint, ведь более 70% людей лучше воспринимают информацию визуально.
- Необычная статистика: лучше, чем интересная статистика, действует парадоксальная или забавная статистика. Например: «Каждую секунду в мире рождается 3 человека, значит, с начала моего выступления родилось уже 180 человек».
- Короткая история, которая занимает не более 30 секунд и непосредственно раскрывает тему. Помните, Стив Джобс славился именно историями, и если ваша тема это позволяет, то попробуйте создать рассказ. Повествование строится вокруг героя или события. Например: «В 2004 году 4 молодых человека, которые были студентами Гарвардского университета и соседями по комнате, решили создать веб-сайт, который позволит студентам университета общаться между собой в сети…». Слушатель погружается в историю и уже не вспомнит про свой телефон.
4. План выступления. Вы поймали внимание своего слушателя. Расскажите аудитории, о чем и в какой последовательности вы будете говорить. Логичное и структурированное изложение материала проще слушать и понимать. Удобно для наглядного представления плана использовать доску или презентацию PowerPoint. Не стоит зачитывать подряд все пункты, но дайте возможность слушателям самим прочесть их и прокомментируйте их. Важно, что многие захотят записать именно эти несколько пунктов.
Теперь аудитория готова слушать ваши идеи. Придерживайтесь плана и следите за временем.
Как завершить презентацию?
Вы знаете, что во время праздничного салюта самые мощные и красивые заряды оставляют на финал, ведь он запомнится больше всего. Имеет смысл оформить финал также ярко, как новогодний фейерверк.
На последней минуте спикер подводит итог всему выступлению, поэтому лучше вернуться к главной мысли в презентации, и донести ее заново, в измененном и запоминающемся виде. Ее можно оформить цитатой, найти визуальную поддержку в фото или картинке.
Желаем вам ярких выступлений и благодарных слушателей.
Статья, которая вам понравится:
Как "выходить из зоны комфорта"?
Для подростков в нашем Центре профориентации есть проверенная временем программа - тренинг Самопрезентация. Помогает не бояться выступлений, освоить нужные ораторские приемы и успешно защищать свои идеи на выступлениях в школе, вузе или на работе.