Найти в Дзене
Военная тактика

Есть чем удивить: как воевали японские воздушно-десантные войска

Оглавление

Мысль о том, чтобы кардинально повысить мобильность сухопутных войск с помощью их доставки самолетами появилась еще в Первую мировую войну. Однако к началу Великой Отечественной только некоторые государства смогли на практике оценить достоинства применения десанта.

Приличными силами ВДВ обладали лишь Советский Союз и Третий Рейх. Только удачные операции фашистских «десантных егерей» в 1939 – 1941 гг. привлекли значительное внимание к новой разновидности подразделений вооруженных сил.

В Стране восходящего солнца к десанту проявили интерес как морские, так и сухопутные войска. В конце осени 1940 г. на авиационной базе японского флота в Йокосуке была сформирована тайная «1001-ая исследовательская команда», включавшая 26 японцев. Через 30 дней сформировали военный и тоже тщательно засекреченный «учебный рейдовый отряд», включавший 10 военнослужащих. Ни у кого из участников не было опыта прыжков с большой высоты.

Импровизированный парашютный тренажёр
Импровизированный парашютный тренажёр

Поэтому первоначально они должны были освоить технику десантирования сами, а уже потом создавать программу обучения для других. Кроме того, требовалось изготовить как амуницию, так и новые виды парашютов, поскольку парашюты пилотов для бойцов ВДВ не подходили.

Спустя пару месяцев подготовка уже закончилась, и японцы приступили к созданию первых воздушно-десантных подразделений.

Уже к концу осени 1941 г. в составе «особых десантных подразделений морских вооруженных сил» имелось 2 десантных группы по 750 военнослужащих. К январю следующего года – военная 1-я рейдовая бригада, включающая 2 десантных «полка», которые на самом деле являлись уменьшенными батальонами по 700 солдат.

Блистательный дебют

Красные парашюты — воздушно-десантные операции в ходе японского блицкрига
Красные парашюты — воздушно-десантные операции в ходе японского блицкрига

Первый бой японских десантников произошел на северном конце о. Сулавеси (Целебес) в Голландской Ост-Индии. Задача парашютистов заключалась в захвате тактически значимого аэродрома Лангоан, находящегося вблизи порта Манадо.

На рассвете 11.01.1942 г. 28 специально переоборудованных для десанта самолетов с 334 военнослужащими направились на Сулавеси.

Однако на подлете один из бомбардировщиков был случайно подбит другим японским самолетом. Сами парашютисты в прямом смысле слова свалились «на голову» 600 защищающим Лангоан голландцам. Многие из японских десантников тогда погибли, даже не успев достигнуть земли. Кроме того, появились сложности с оружием.

Вооружение большинства десантников
Вооружение большинства десантников

Винтовки и пулеметы являлись чересчур большими, чтобы десантироваться, держа их при себе. В связи с этим главное оружие скидывали отдельно в контейнерах, а парашютисты прыгали, имея с собой лишь пистолет, ручные гранаты и штык.

Можно было подумать, что в таком положении шансы японцев на победу стопроцентно равны нулю.

Приземлившись, бойцы тут же приняли сражение. Некоторые под обстрелом продвигались к ящикам с основным оружием; иные нападали на вражеские огневые точки, используя гранаты. Через 60 мин. защита голландцев была подавлена, и те оставили Лангоан.

Японцы же перестроились, полноценно вооружились и отправились к новому объекту – базе гидроавиации. Спустя 3 часа десантники взяли и ее. На другие сутки, 12.01.1942 г., группа оказалась в порте Манадо, где объединилась с войском морпехов. Боевая цель была полностью достигнута. Со стороны японцев в ходе операции погибло 32 бойца (в т.ч. дюжина в подбитом бомбардировщике). Голландцы же потеряли 192 человека.

Новая победа

Высадка десантов в районе аэродрома Р1
Высадка десантов в районе аэродрома Р1

Следующая операция, где впервые участвовали армейские парашютисты, состоялась 14.02.1942 г. к северу от г. Палембанга, являвшегося столицей о. Суматра. В этот раз 240 десантников приземлились около большого аэродрома Р1.

Они, по меньшей мере, должны были сделать невозможным его функционирование на период высадки главных сил с моря.

Дополнительных 99 парашютистов десантировались 2-мя отрядами в 13 км к югу от первой группы. В задачу второй группировки десантников входил захват и защита 2-х нефтеперерабатывающих предприятий. Японцы должны были удержать их до подхода основных сил, помешав противнику разрушить эти заводы.

Парашютисты морской пехоты распределились по отделениям после высадки
Парашютисты морской пехоты распределились по отделениям после высадки

Войска союзников в этом регионе включали 2 тыс. пехотинцев с арторудиями, бронетранспортерами, противовоздушными автоматами, минометами. Вдобавок имелось 260 бойцов наземных и летных работников аэродрома.

Некоторые контейнеры с оружием застревали на деревьях либо тонули.

Множество японских десантников были вынуждены сражаться только гранатами и пистолетами, которые при себе во время прыжка. Однако к сумеркам Р1 был очищен от врага, а на следующий день парашютисты захватили и 2 вышеупомянутых предприятия.

Здесь голландские войска смогли поджечь некоторые нефтехранилища. На одном из предприятий активировались не обнаруженные саперами взрывные устройства. Другой же завод остался целым.

На другой день, после прибытия подкреплений, десантники захватили Палембанг, в котором и ждали прибытия главных сил. Уже 16.02.1942 г. голландцы перебросили свои подразделения с южной Суматры на о. Ява. Японские парашютисты блестяще выполнили свою боевую задачу. С их стороны 29 бойцов погибло и 48 получили ранения.

Лебединая песня

Третья и заключительная операция японских ВДВ стартовала 20.02.1942 г.
Третья и заключительная операция японских ВДВ стартовала 20.02.1942 г.

В этот раз десантники должны были занять аэродром, находящийся вблизи г. Купанга – столицы голландской территории о. Тимор. Регион защищали сводные войска, включающие 600 голландцев и 1,4 тыс. австралийцев с арторудиями и бронетранспортерами.

Приняв во внимание ошибки десантирования на Сулавеси, было принято решение выбросить парашютистов в 17 км к востоку от объекта, чтобы здесь без проблем подготовиться и забрать оружие из контейнеров.

Согласно плану, пока главные силы австрало-голландских подразделений будут заблокированы высадившимися на южном побережье морпехами, необходимо нападением с фланга занять аэродром.

Однако на практике все получилось иначе. Слава японских десантников вышла им боком. Получив донесение о сбросе парашютистов, руководство сил союзников подумало, что задачей противника является, по меньшей мере, перекрытие коммуникаций с востока. Они не стали защищаться от морских десантников, а перешли в атаку в направлении места сброса бойцов ВДВ.

В результате 308 парашютистов Страны восходящего солнца сразу после приземления столкнулись с превосходящими силами отступающего противника. Сражение шло целый день, подчас переходя в рукопашные схватки. В конце концов, руководитель десантников решил уйти с трассы и прорываться к аэродрому через лесные заросли.

Аналогичное распоряжение было отдано и 2-й волне парашютистов из 323 солдат. Хотя они также были вынуждены выходить из окружения. Только к утру 22.02.1942 г. десантники достигли объекта, где они увидели, что аэродром уже захвачен морскими пехотинцами, причем почти без сопротивления. Фактически в данной операции парашютисты оказались не ударной силой японцев, а отвлекающей. Десантники потеряли 36 бойцов погибшими и 34 ранеными.