Найти тему
История и истории

Почему древних русов считали потомками Ахиллеса

Оглавление

Византийский историк Лев Диакон в красках и, как видно, со знаем дела описывает битву при Доростоле в 971 году, в которой ромеи схлестнулись с войском киевского князя Святослава (Сфендослава). Диакон не отделяет росов (или русов в западноевропейском варианте) от скифов, которых в свое время описывали античные авторы, и среди скифов, как выясняется, была одна очень примечательная личность - герой бессмертной "Илиады" Ахиллес. И якобы от него ведут свой род безжалостные росы.

На картине Рубенса Ахиллес пронзает копьем своего смертельного врага - троянца Гектора.
На картине Рубенса Ахиллес пронзает копьем своего смертельного врага - троянца Гектора.

На такую мысль византийского историка первоначально натолкнули обряды росов, которые те принялись совершать после одного из ожесточенных боев у стен Доростола.

"Когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (то есть росы князя Святослава - Ред.) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов, - пишет Лев Диакон. - Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра".
Генрих Семирадский. Тризна дружинников Святослава после битвы при Доростоле.
Генрих Семирадский. Тризна дружинников Святослава после битвы при Доростоле.

Кстати, подобные обряды жертвоприношений у русов и славян описывают и другие византийские, а также арабские и западные авторы. А Лев Диакон объясняет, откуда у русов такие привычки: оказывается от... древних греков.

"Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла, - продолжает византийский историк. - Ведь Арриан пишет в своем “Описании морского берега”, что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами (скифского происхождения Ахилла - Ред.) служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: "Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны".

Далее Лев Диакон подводит своеобразную черту, пытаясь охарактеризовать наиболее яркие черты росов, унаследованные ими, мол, от Ахиллеса и его племени:

"Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос".
Древние русы готовятся к бою.
Древние русы готовятся к бою.

И еще важный штрих в портрет древних росов. По информации Льва Диакона, это племя не только жестокое и суровое, но и беспрецедентно самоотверженное. Причем причина самоотверженности весьма любопытна. Росы, мол, никогда не сдаются в плен, чтобы не быть рабами... в загробной жизни:

"О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими".

Согласитесь, весьма достойное поведение для потомков Ахиллеса - великого воителя, покорителя Трои.

Конечно, с точки зрения современной науки интерпретации византийского автора о происхождении росов, глубоко ошибочны, однако, весьма любопытны. Что же касается сведений Льва Диакона о внешнем облике северных воинов, их ритуалах и обычаях, то они для истории, напротив, бесценны.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Народ их называется рос, а король их зовется хаканом»: как наши предки впервые появились в Европе
Бросок на Царьград: Князь Святослав против византийского императора
Стойкость и отвага: чем прославились русские дружины на службе Византии