.
«И вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Шуберт же вальсы не писал, слышу в передаче. Да, в таком смысле, как Штраус не писал. Так и Бетховен ведь не писал вальсы, и Моцарт их вообще- то не писал. Почему? Потому, что вальс появился, позднее? Нет, вальс появился в 17 веке, популярности достигнув в 19 веке. Слова из песни конечно дурацкие, (как и большинство песен Газманова, кроме "анархистских", ибо, те , еще , про Есаула и его лошадь, трогают), а возвращаясь все -таки, к Шуберту, Шуберт, как раз, вальсы писал, помню, как сам в детстве, их исполнял. Один вальс помню, очень красивый. Был и еще более красивый, (в четыре руки) , и что самое интересное, его почему -то, сейчас, исполняют по темпу быстрее, чем в пору моего детства. Исполнять этот вальс, нужно медленнее, или, с большей педалью, потому что по характеру, вальс довольно меланхоличный. Франц Шуберт, вообще был - человеком депрессивным . Приведу и другой пример из детства. Многие люди наверняка, помнят знаменитого русского Робертино Лоретти - Сережу Парамонова , знаменитого вокалиста из детского хора Попова. Когда у Сережи сломался голос, подростка выгнали из хора, и повзрослев, прожил Сергей Парамонов недолго. Мало кто знает, что , похожая судьба была и у знаменитого композитора Франца Шуберта, у которого ,тоже, был в детстве божественный, редкой красоты голос.
И когда у Франца голос сел, мальчика выгнали из церковного хора. С этого изгнания и началась судьба падшего, отлученного от церковного хора, ангела, который, правда, в отличии от Сережи Парамонова, оставил миру свои бессмертные произведения, не смотря на то, что прожил всего 31 год. О Шуберте и пойдет речь. Музыку Шуберта я люблю с детства, помню, даже, свое детское впечатление от одного его портрета, на котором Шуберт мне казался близоруким, добрым и беззащитным очкариком, однако, в то же время вглядываясь в его образ, я находил, что черты лица у него типично "нордично-арийские", мраморные и чуть тяжеловатые, и только в глазах было что-то рассеянное, что и выдавало в Шуберте, романтика. Франц Шуберт - австрийский композитор - немецких кровей по линии матери, что же касается отца композитора, биографы находят, что по линии отца у Шуберта могли быть славянские корни . Народность музыки Шуберта не случайна, Франц происходил из крестьянского рода. Франца Шуберта можно назвать первым немецким Романтиком в музыке, самым ранним и чистым.
Какое отношение у Шуберту сформировалось в СССР?
Шуберта, как правило, знали у нас только как автора песен, или романсов, меж тем, как Шуберт гениален в области чисто фортепьянной, и особенно сонатной музыки. Если сравнить Шуберта с Бетховеным, Шуберт и по форме и по средствам выражения, сложнее и даже, в чем то, глубже, Бетховена, и не смотря на то, что учителем своим Шуберт считал, именно Бетховена, форма его сонат совсем другая. Разница бросается и в том, что не смотря на то, что и у Бетховена было много вкрапления народных песен в его сонаты и симфонии, у Бетховена эти народные мелодии вечно развиваются (точнее, разрешаются), во что-то , революционное , общечеловеческое, и пафосное.
Именно этого не скажешь о народной мелодике Шуберта.
Народность Шуберта никогда ни во что не развивается, ни во что революционное, просто существует сама по себе, в своем измерении народности. Именно, по этой причине Ленин любил Бетховена, а скажем, не Шуберта. Различие между Шубертом и Бетховеным (в сонатной форме), состоит так же и в том, что у Шуберта нет развития, есть нагнетение, а иногда перекличка разнородных мотивов, или один и тот же повторяющийся мотив, ни во что не разрешающийся, а просто возвращающийся.В поздних сонатах Шуберта, это возвращение достигло трагичности, иногда переходящей в безысходность и фатальность.
Что известно о жизни композитора?
Не каждый биограф, касался того, какая у Шуберта была горькая жизнь, например, жалость к проститутке, от которой он заразился болезнью, нищета, жизнь на полуразрушенном чердаке с полурасстроенным роялем, наконец несостоявшаяся свадьба из-за нищеты композитора, и многие другие горести ,беды, и настоящие лишения.
Все это, и привело Шуберта к ранней смерти.
Оценить Шуберта как гениального композитора смог наш пианист Святослав Рихтер, вернувший интерес к Шуберту. Пожалуй, с Рихтера и воскрес интерес к творчеству австрийского композитора, у которого даже не все сонаты разъархивированы, и многое предстоит еще открыть. Будущее Шуберта - еще впереди. Все таки, в Шуберте есть что-то прекрасное. Даже, в Бетховене прекрасного мало, в нем больше возвышенного.Бетховен мощен, но грубоват. А в Шуберте нет грубости, хотя, происходил Шуберт из крестьянского рода.
А сколько в нем, прекрасного.
Шуберта не любили за сентиментальность и душевность в 30х, и 50х годах. Почему? Может быть , потому что, в мир искусства, пришла пара видных критиков (непонятно откуда взявшихся) , начав всем доказывать, что душевность в искусстве - плохо. Однако, интерес к Шуберту, все- таки, воскрес. Кстати, Шуберт не сентиментален, он народен, и песенен.
А еще Шуберт мечтателен..
Даже , если в качестве примера привести его экспромт ля бемоль мажор, уже по этому набросочному, изящному этюду можно судить о Шуберте. Когда я вчера гулял в лесу, пенье птиц мне напомнило легкое начало, именно, этого произведения, а потом, просто возникла, поразительная немецкая народная мелодия, как если бы Шуберт шел сквозь лес, и выйдя к селу, наткнулся на народную гулянку. Представим себе, если бы шел не Шуберт, а например Бетховен сквозь лес, и застал бы крестьянское гуляние.
Как это сказалось бы на воображении Бетховена?
Бетховен начал бы представлять, как это гуляние превращается в грозную стихию свергающую державные устои, и встреченное Наполеоном, поддержавшим эту стихию . Ничего такого, у Шуберта нет. Народная песня проносится, и вскоре возникает другая картина, или , даже, личные мысли автора э экспромта. Шуберт тем и ценен, что давал народности жить в своей стихии, что бы обнаружить ее чистоту, прикоснуться к ней, как к бессмертному. Тем не менее, Шуберта не спутаешь с польским романтиком Шопеном.
В Шуберте есть жесткая, волевая, чисто немецкая структура, в Шуберте есть нерв.
На самом деле, иногда даже более напряженный нерв, чем в Бетховене. У Шуберта каждая пауза напряжена в его сонатах, хотя, часто это напряжение никуда не разрешается, а просто его сносит народный волшебный ветерок той, или иной сельской песни. Шуберт очень кристалличный и чистый композитор, и не смотря на свою напевность, отнюдь, не сентиментальный, в нем нет "грез" как у Листа. Все строже, структурнее, но меж тем полетнее , и чище.
Конечно народность Бетховена и народность Шуберта разная.
Бетховена интересовало разрешение народности в некий революционный исторический интернационал ,(конечно скорее на манер наполеоновски-буржуазной, чем социалистической революции), хотя Ленин видел в Бетховене воплощение мотивов и чаяний именно Маркса.
У Шуберта же народность разрешается во что-то космичное, и надмирное.
Шуберту важнее обессмертить это народное, а не воплотить его в какое-то движение, (в котором народность бы обезличилась и пропала.) Отсюда та грозная сила "снизу" бетховенской народности, и народность Шуберта доносящаяся словно "сверху".
Если у Бетховена народность сугубо земная, а у Шуберта народность больше райская.
Но конечно более народническим композитором, я назвал бы, Шуберта. Народность Бетховена больше интернациональна, (или лучше сказать общечеловечна) когда как народность Шуберта именно на немецкий манер, национальна.
А возвращаясь к вальсам, может быть, и Чайковский похож на Шуберта.
Но опять же,и Чайковский всегда с развитием, с диалектикой. А Шуберт, нет. У Шуберта скорее возращение к чему то, а не разрешение во что- то. Наконец, Шуберт композитор контрастов, и фрагментов., композитор неуловимого, а Чайковский, скорее, композитор невыразимого. Наверное потому что Чайковский меланхолик. Шуберт, вряд ли, меланхолик. Чистые немцы меланхоликами не бывают. Просто, человек депрессивный.
А русские люди бывают меланхоликами.
Этот вальс Чайковского, под названием Сентиментальный (я играл его в детстве) пронзительный, и довольно глубокий по звучанию, вызывающий слезы, как услышишь...Что все таки роднит Чайковского и Шуберта? Пожалуй, кристалличность гармонии. Кстати, в другой версии, этот вальс назывался меланхоличным. У меня было две его партитуры.
А теперь вернусь к Шуберту.
Есть такая пословица у немцев, нет даже не пословица...В общем у русских главный архетип, Иван Дурак, у французов Жак- простак, а вот у немцев Ганс-мечтатель. Северные народы, вообще, мечтательны, особенно немцы. Бедный и несчастный Шуберт можно сказать и был таким вот Гансом-Мечтателем, из крестьян, но при этом, гениальным, и даже неразгаданным мечтателем.
Кто такой Шуберт в музыке, что это за тип композитора и личности?
Это, наиболее, канонический немецкий Романтик, воплощение Новалиса, но только, в музыке, а не в литературе. И прожил Шуберт всего 31 год (немногим больше Новалиса, и немногим меньше Клейста), и был таким же несчастным. . В его жизни ничего не сбылось. Да и прожил композитор всю свою жизнь в нищете, оставив после себя, свои оконченные и неоконченные произведения.
Тогда возникает другой вопрос.
Звучит он так, а зачем вообще миру нужны такие романтичные и сентиментальные неудачники? Вот взять к примеру Лютера, или Ленина, вот это фигуры. А Шуберт то со своими мечтами, и трагической духовностью? Да вот, в том то все и дело, что если вы полагаете, что мир улучшают , (или ухудшают) такие люди как Ленин, или Лютер, вы заблуждаетесь.
Мир земной нельзя сделать ни лучше, ни хуже. Потому, что мир слишком полон зла.
Вот и приходится этот мир окупать всякими непутевыми ангелами во плоти вроде, Шуберта, Новалиса, или Лермонтова. А не рождались бы такие люди, мир бы этот, давно окончил свое существование, (правда, мало бы кто духовно спасся в этом мире, по его окончанию.) Мир этот существует не потому, что кто-то его улучшает, а потому, что кто-то его окупает.
Что можно сказать напоследок?
Шуберт сложен, потому что, в нем два начала. Одно начало песенное, светлое, райское, а второе начало - трагическое. Все поздние произведения Шуберта построены на их причудливом, странном контрасте (из-за чего его сонаты - сложно интерпретировать.) Его сонаты построены не так рационально как скажем у Бетховена, или Моцарта, а иначе. Их развитие не диалектическое, а какое-то другое. Это, скорее, столкновение.
И, конечно, мотив судьбы очень отчетлив в его сонатах.
Впрочем, даже самый мечтательный и душевный Шуберт , все равно, прежде всего немец. В его напоре и нагнетении есть воля (не меньше - бетховенской.) И конечно, только человек тронутый каким-то даром горних миров мог написать такую чудесную Аве Мария.
Хотя и в этой прекрасной, и душевной мелодии слышится что-то, тоже, народное.
В красоте музыки Шуберта есть какая-та чистота, даже, я бы сказал, Целомудрие. Например, этого не скажешь о красоте музыки Моцарта (более, чувственно раскрепощенной.) А Шуберт не столько чувственен, сколько душевен (и мечтателен.)
Именно, поэтому, Шуберта, ни с кем, не спутаешь.