Найти в Дзене
Екатерина Узакова

Как тревоги родителей влияют на детей

Оглавление
Изображение DRS
Изображение DRS

Закончился учебный день

Шесть уроков во вторую смену позади. На часах девятнадцать часов двадцать минут. Выхожу за пределы школы с внутренним ощущением, что «Добби свободен» и впереди прекрасный приятный вечер полный радостных встреч с друзьями, посиделками и разговорами на кухне с родными, спортивно-профилактической прогулкой с собакой, с уютным почёсыванием кота, с закутыванием в плед и чтением книги. Делаю несколько шагов к школьной калитке, раздаётся звонок в телефон и все вышеуказанные мечты улетают в неизвестном направлении, рабочий день продолжается.

- Здравствуйте, у Вас есть пару минут для разговора? Это мама Икс.

- Здравствуйте, да, конечно.

Хотя почему «конечно»? Рабочий день закончен. Парой минут разговор никогда не ограничивается, что, собственно, произошло и в этот раз. За время разговора я успела дойти до аптеки, купить лекарства. Прошла только неделя учёбы, а дети уже активно начали болеть и заразили. Но больничные на первой неделе берут только слабаки, поэтому покупаю капли в нос, конфеты для горла, параллельно веду разговор по телефону.

- Вы дали задание девочкам поздравить именинника. Девочки договорились встретиться сегодня, они пришли, но чем рисовать и на чём рисовать не принесли, а моя дочь принесла. Она им сказала, что так подходить к делу несерьёзно, они на неё обиделись…

Это краткий пересказ того, что я поняла и запомнила. Я слушала и ждала просьбу. Что я должна сделать, что от меня хотят? Пока мама доносила до меня информацию в голове вертелись варианты просьб:

  • Не надо делить класс на группы.
  • Переведите мою дочь из этой группы в другую (хотя ребята сами выбирали и формировали состав творческих групп).
  • Проведите беседу с безответственными девочками.
  • Разрешите моей дочери сделать поздравление одной, без группы.

Варианты в голове крутились, но просьба не последовала, что поставило меня в тупик. Какая цель звонка?

  • Проинформировать классного руководителя о несправедливости в отношении дочери?
  • Пожаловаться на необязательных одноклассниц?
  • Просто поделиться переживаниями?

В итоге, я попыталась успокоить маму, и получив информацию к размышлению, начала думать думы.

Первая мысль, которая пришла мне в голову, что звонок был очень похож на простую ябеду. Просто ябедой был тридцатилетний взрослый человек, который в определённой ситуации расстроился, обиделся и пожаловался. Мысль вторая: тревожный родитель передаёт тревогу своему ребёнку.

- Когда я сама училась в школе, - говорила мама ИКС, - то все КВНы, газеты, классные часы делала я. Остальные одноклассники либо отказывались, либо соглашались, но подводили. Я сильно расстраивалась. В итоге мне всё это надоело, я твёрдо сказала, что больше ничего делать не буду.

Вот в этом предложении, мне кажется, и кроется ключик к пониманию ситуации. Мама свой опыт, свои переживания в подобной ситуации транслирует дочери. Я переживала, и она переживает. Мои одноклассники подводили, и её дочь подводят.

Но мы же понимаем, что в любом коллективе будут те, кто любое задание выполнит в срок и качественно, так же те, кто обязательно не примет участия, и те, кто согласится помочь, но будет делать вид, что делает. Люди разные, наша задача учиться понимать людей и взаимодействовать с ними, нанося минимальный урон совей нервной системе.

Мама поддержала решение дочери нарисовать газету дома и принести потом в школу. Конструктивно ли это? Сомневаюсь. Работа в группе подразумевает умение договариваться, распределить обязанности, убедить, пойти на уступки, делегировать, найти компромисс, если возникнет конфликт. В группе ребёнок развивает лидерство и учится организовывать коллектив.

Чем рисуем?

В каком кабинете рисуем? Как и где возьмём ключ от кабинета? Для взрослого человека – это не вопросы, а для шестиклассника – это вершины организаторских способностей, которые предстоит покорить. Если нарисовать газету одному человеку, то получается, что газета – самоцель. Да кому она нужна эта газета, смысл же в процессе.

Реакция на проигрыш

Ещё один очень важный вопрос – это как реагировать на проигрыш, временные неудачи? Девочки не принесли фломастеры – повод очень сильно расстроиться самой, расстроить маму, позвонить классному руководителю? Конечно же нет. Каждый может забыть, опоздать, не понять в конце концов. Умение адекватно реагировать на ситуацию, не раздувать из мухи слона – очень важно.

У родителей параноиков такие же дети

Тревожность родителей влияет на детей и фактически передается по наследству. А те, в свою очередь, передают эту особенность характера по наследству.

Дети не умеют критично воспринимать происходящее вокруг, у них слишком мало опыта, младенцы же не судят, что правильно, а что нет. С возрастом опыт будет накапливаться и умение анализировать жизненные ситуации будет совершенствоваться, а пока дети копируют поведение родителей. Так не надо давать им плохой материал для копирования. Если нам что-то или кто-то не нравится, иногда полезно посмотреть в зеркало.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.