Когда позапрошлой осенью я бродила вместе с Тео Деккером по залам Метрополитен-музея, когда мое сердце сжималось в жалости к ребенку, брошенному мирозданием в мясорубку жизни, когда я отправилась с ним в выжженный солнцем пригород Вегаса, когда следила за его карьерой антиквара и когда, наконец, оказалась с ним в номере, за окном которого был Амстердам, я не сомневалась: из этой истории выйдет отличное кино. Кино вышло на той неделе, но отличное ли?⠀
Мой вердикт: не получилось. Но дочитайте до конца.
В 2014 году «Щегол» Донны Тартт получил «Пулитцера». Так, собственно, он и попал мне в руки. Хотелось почитать что-то легкое и затягивающее. Я совсем не надеялась, что печатное издание с пометкой «бестселлер» на обложке преподнесет мне что-то большее, чем литературный аттракцион, призванный встряхнуть читателя закрученным сюжетом. Я ошиблась. Сила романа вовсе не в его завязке, которую вынесли в заглавие и мусолят в каждом синопсисе. Сила романа в магической соционике, виртуозном создании характеров и просто исключительном смысловом итоге, уложившемся в короткую цитату. Поняла я это, дочитав роман, и передумала: из этой истории ни за что не выйдет хорошее кино)
Но если его снимут, то я буду первым гостем на премьере.
История начинается в новогодние каникулы. Амстердам. Отель. Теодор Деккер сильно простужен и уже несколько дней не выходит из номера. Единственная его связь с окружающим миром — ежедневные газеты. А все, что его интересует — криминальная хроника.⠀
Почти 15 лет назад Теодор жил в Нью-Йорке с мамой, с которой они были лучшими друзьями. Однажды Тео нарвался на неприятности в школе, и миссис Деккер получила приглашение на беседу с директором. Встречу назначили на 11:30, а значит, все утро было свободно. И вот мать и сын взбегают по ступенькам The Metropolitan Museum of Art, чтобы увидеть выставку европейских художников. Останавливаются у Коорта, созерцают Хальса, скользят из зала в зал, пока, наконец, не замирают у маленькой птички — это «Щегол» Фабрициуса, картина с удивительной историей. Фабрициус был талантливым художником, учеником Рембрандта, но прожил очень мало: погиб в своей мастерской во время взрыва пороховых складов. С художником погибли почти все его работы… Все, кроме «Щегла».
Ах, если бы только Тео знал, что через несколько минут «Щегол» вновь выживет во время взрыва, а его мама больше никогда не вернется домой…
С этого трагичного эпизода начнется новая жизнь Тео. Это будут сложные годы, омраченные потерями, но и одаренные настоящей дружбой и подлинной любовью. Все это время, вплоть до отельной отсидки душу парня будут тяготить две вещи: опустошающее самобичевание за гибель матери и маленькая птичка, которую долгие 14 лет он будет держать узником в своём тайнике.
Это описание я когда-то набросала для рецензии книги, но оно подходит и для фильма: картина снята в самозабвенном и уважительном подражании первоисточнику. Прекрасная эстетика ряда, хороший подбор актеров, замечательная музыка, послушное следование сюжету — все это есть. Но всего этого мало. Дело в том, что в романе Тартт нет интриги как таковой. Есть «Щегол», который жжет герою карман, есть вопрос «что будет дальше?», но интерес он представляет слабый — читатель живет моментом: «что будет сейчас?» — вот, что действительно интересно. И я убеждена, что невозможно перенести тонкий узор слов Тартт, описывающий сложнейшую природу отношений одиноких искалеченных душ, в экранный прообраз.
Все, что осталось режиссеру — поиграть с композицией повествования и таки взять какой-то момент за основу, предложив его зрителю под псевдонимом «интрига». Попытка неплохая, но заведомо провальная.
Оттого зрителю без литературного первоисточника в арсенале будут непонятны все эти приёмы, призванные пленить его любопытство.⠀
А зритель «в теме», зритель понявший замысел Тартт и полюбивший ее героев, только лишь освежит в памяти свою дружбу с «Щеглом», но не проживет ее вновь.
У меня нет объективных претензий к экранизации. Краули сделал все, что мог (разве что образ Бориса подкачал.киношный Боря вышел куда более плоским, чем книжный, а ведь он — важнейший персонаж этих событий. да Тео получился не таким, как я его представляла), и, пожалуй, вряд ли бы кто-то сделал лучше.
Зато «Щегол»-фильм, как мне видится, — отличная иллюстрация сценария «смотреть-читать». Если вас хоть сколько-то тронет кино, то определённо стоит познакомиться и с «Щеглом»-книгой :)
Еще больше о хорошем кино - Cinemacountry и Instagram! Подписывайтесь, ставьте лайки :)