Самое приятное для ребенка – это похвала от любимых родителей. Однако постоянное оценивание своих детей позитивными шаблонными фразами перестает приносить пользу. К таким фразам относятся: «молодец», «классно», «умничка». Эта статья подскажет вам, как правильно и с пользой поддержать своего малыша, вселить в него уверенность и силы.
Я все правильно сделал?
Любой родитель говорит своему ребенку одобрительные слова из благих намерений. Но такие слова действуют на них совершенно по-другому. Собственные ощущения притупляются, они перестают доверять своим чувствам. По мере усложнения задач, ребенок начинает меньше делать и напрягаться, перестает прикладывать достаточно усилий.
Дети могут эмоционально принять похвалу от мамы и папы как выражение их ожидания. Нужно теперь постоянно поддерживать заданную планку. Он начинает стараться не для себя, а для вас, в желании снова услышать, как мама и папа довольны им. Через родительское одобрение должны выражаться любовь и поддержка, а не желание сделать ребенка послушным для достижения им больших высот.
5 вариантов хороших похвал
Нужно сделать так, чтобы малыш сосредотачивал свое внимание на усилиях, приложенных к действию. Ему станет гораздо легче в следующий раз приступить к сложной задаче, или просто даже пропылесосить. Неудачи не должны стать концом всему, это лишь следующий шаг к успеху.
Выразите свою радость от совместного участия в каком-нибудь деле (вымыли посуду, прибрались в комнате, выбрали вместе подарок) с помощью благодарности ребенку. Эти понятные и удобные слова станут для него в следующий раз мотивацией. Покажите ему, что для вас важно то, что он делает.
Вот примеры похвальных слов, не просто оценивающих результат детей, а дающие простор для взаимодействия с ними:
- Я вижу, ты очень постарался!
- Пускай не сразу, но ты решил эту задачу!
- Еще чуть-чуть и ты бы забил этот гол!
- Ты очень мне помог, малыш, спасибо тебе!
- У тебя получилось это сделать!
Вы замечаете, что с ним происходит, что начинает понимать после таких фраз ребенок. Он полностью самостоятельно собрал конструктор, завязал шнурки на ботинках, смог быстро раскачаться на качелях. Здесь нет видимой оценки произошедшего, а только демонстрация вашего присутствия рядом с ним, гордости, что он справился. Также можно поинтересоваться у него, устраивает ли его самого результат, столкнулся ли он с трудностями, и, если да, то как преодолел их, и будет ли заниматься этим вновь?
Понравилось ли ему?
У всего происходящего есть как отрицательные, так и положительные стороны. Спросите ребенка, понравилось ли ему что-то из того, чем он занимался. К примеру, если в вашем недавнем походе он вел себя хорошо, но очень устал, узнайте, порадовало ли его что-то в этот день, доставило удовольствие. Заметил на дереве белку, поделился водой, стал довольным, когда сумел отдохнуть – вот он сам себя хвалит, а нужно было лишь немного помочь.
Творческие занятия тоже вызывают приятные ощущения. Если ребенок показывает вам свои поделки или нарисованные картинки – это очень хороший вид реакции. Не выражайте сразу восхищение (или чего хуже, критику), ведь он показывает вам свое изделие совсем не для этого. Он хочет с вами пообщаться, поговорить и обсудить свою работу.
«Ты выбрал синий цвет пластилина, он подошел очень хорошо!» Пускай он сам расскажет, почему выбрал именно этот цвет и фигурку, как ее делал, есть ли в ней смысл, и все ли задуманное ему удалось воплотить. Только так ребенок оценит сделанное им, проложит мысленную дорожку от задумки до результата. Помогайте развивать в своих детях фантазию и уверенность в себе!
Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-skazat-rebenku-vmesto-molodets-5-deystvitelno-poleznyh-pohval/