Я тут стала свидетельницей ссоры на пороге нашей районной больницы. Бабулечка, на вид лет двухсот, и, видимо, внук. Внук кричал, размахивал руками и обещал подпалить огород с четырех сторон, чтобы она больше не убивала свое здоровье. А бабулечка держала его за рукав и испуганно повторяла «да что ты такое говоришь, да разве можно так?». На что внук только плюнул, усадил бабулю в машину и увез.
И ведь угробит себя, и даже не поймет, почему ее ругают. Она так привыкла за столько лет, уже не может по-другому.
Еще соседка у меня через три дома. Тоже уже немолодая, с больными ногами. Но это ей совершенно не мешает с начала весны высаживать огород. Порой останавливаюсь, если мимо прохожу, общаемся.
- Как, - говорю, - у вас сил на это все хватает?
- Да это, - отвечает, - по привычке. Да и внуки приедут летом, а у меня и клубника, и малина, и картошечка молодая. Все свое, не купленное. Еще вот козу хочу взять, за ней и ходить не надо, а молоко свое будет. Ты потом приходи, угощу.
А недавно я ставила ей уколы – сама она ходить не могла, обострение. И внуки приехали на месяц позже, потому что бабушка болеет. И с козой не сладилось.
Спрашиваю у матери знакомой, зачем ей огород размером с футбольное поле. А она смотрит на меня грустно так и отвечает: «А как же иначе? Это вы, молодые, ничего не понимаете. Вон, в девяностые без огородов и не выжили бы, и позже бы тоже не выжили. Этого кого благодарить надо? Тех, кто думает».
Вот тут, конечно, не поспоришь, времена были тяжелые. Но сейчас, как ни крути, все это огородное изобилие доступно, и необязательно гробить на него свое здоровье, от которого и так почти ничего не осталось.
Я вообще думаю, что у наших деревенских бабулек есть таблетки бессмертия. Или они вообще давно зомби, но отлично маскируются. Я не знаю, как нормальный человек в 80 с хвостиком лет может взвалить на себя мешок свеклы, окучить гектар картошки, высадить цветник и закрыть миллиард банок закруток за три дня. То ли они суперлюди, то ли просто не могут по-другому.
Читайте также статью Деревенские фермеры: наблюдения со стороны