Как это ни странно, но в истории Филиппин есть и русская страница.
В 1949 году филиппинский остров Тубабао стал на несколько лет настоящим домом для почти шести тысяч русских.
Как это случилось, спросите вы. Ниже приведен отрывок из интервью президента Конгресса русских американцев Наталии Сабельник. С полным текстом можно ознакомиться на портале «Русский мир».
– Как Ваша семья оказалась на Тубабао? И почему именно этот остров в Тихом океане стал приютом для русских беженцев из Китая?
– В 2017 году мы будем отмечать 100 лет Октябрьской революции, в результате которой действительно пострадали все русские люди.
Мой папа был белый офицер, участвовал в Гражданской войне, ему было 22 года. После окончания Гражданской войны он попал в Китай – в Харбин, который тогда был очень русским городом, сюда стекались выходцы из России после победы большевиков.
После окончания Второй мировой войны к власти в Китае пришли коммунисты. А в Советском Союзе белоэмигрантам из Китая стали предлагать советские паспорта. Некоторые действительно получили эти паспорта и вернулись на родину. Но перед тем как уехать, договаривались о секретных способах передачи информации об истинном положении вещей.
Например, моя тётя уехала с семьёй в Красноярск и оттуда написала своей сестре письмо: «Тамарочка, всё замечательно, советую вам тоже сюда переехать, как только Алечка закончит университет». А Алечке – сыну Тамары – в то время было три года. То есть было понятно, что ехать ни в коем случае не надо.
Другая семья договорилась с оставшимися родственниками, что если всё в СССР у них будет хорошо, то они пришлют фотографию стоя, если плохо, то сидя. И те, которые остались в Китае, получили фотографию, где их уехавшие родственники сфотографировались лёжа…
В общем, оставшиеся в Китае русские были поставлены перед очень сложным выбором – либо возвращаться на Родину, где всю жизнь придётся оправдываться за свой отъезд в эмиграцию, либо оставаться в Китае, где им также грозила смерть, поскольку китайские коммунисты очень жестоко расправлялись со своими идеологическими противниками.
В этот момент появился человек – Григорий Кириллович Бологов, который создал Ассоциацию русских эмигрантов. Он стал писать правительствам всех стран с просьбой предоставить убежище русским и помочь им выехать из Китая. Также он обратился к Международной организации помощи беженцам при ООН. И единственной страной, которая согласилась предоставить временное убежище русским беженцам, были Филиппины.
На самом деле среди шести тысяч беженцев были не только русские, но и люди других национальностей, которые в своё время проживали в России. А на Филиппинах во время войны располагалась военная американская база. Такая же база была и на филиппинском острове Тубабао.
– Какие там были бытовые условия?
– Все жили в палатках, спали на раскладушках. Кто-то работал на кухне, кто-то в офисе помогал оформлять документы на визы. В лагере было 14 районов. Из старой церкви, которая осталась на американской базе, устроили православный собор, оформив его полностью в соответствующем стиле.
На острове играли свадьбы, рождались дети. Там был совершенно замечательный батюшка Филарет, который всех хоронил, крестил и венчал. На Красной площади устраивали костюмированные балы, выступления балета. Для детей – обязательно ёлки. У меня сохранилась фотография Деда Мороза, который разъезжал по лагерю на военном джипе…
Спустя два года беженцы получили возможность эмигрировать в США, Австралию, Латинскую Америку, Францию.
Если вам хочется узнать больше о тех событиях, посмотрите документальный фильм Tubabao Odyssey: Refuge in the Philippines.
ВКонтакте | Facebook | Instagram | Telegram | Сайт школы QQEnglish