Роуз Тико - персонаж, вызвавший едва ли не больше всего споров после выхода "Последних джедаев". Наш подписчик и активный комментатор Роман Титов знает, почему героиня Келли Мэри Трэн важна для Эпизода VIII, и рассказывает об этом в своей статье - по-мужски четко и убедительно.
Поговорим о Роуз, друзья?
Для меня не является проблемой, что персонаж, сыгранный Келли Мэри Трэн, кому-то не понравился. Это нормально. Более чем. Все мы обладаем собственным взглядом на мир, собственными ориентирами и ценностями, которые в дальнейшем влияют на нашу жизнь в целом. Что-то под эти ориентиры подходит, что-то — нет. Окажись оно иначе, мир был бы намного скучнее. Но суть все-таки не в этом.
А в том, чтобы не переоценивать влияние того или иного фактора на кинематограф.
Нам может сколько угодно не нравиться «толерастия» в кино, истинная или мнимая. Только беда-то в чем, ребят? Это изначально их фильмы, снимаемые ими же для них же самих. У нас в такой ситуации только один выход: не нравится – не смотрим.
Но ведь и даже не это является главной причиной всех бед. В частности, тех бед, что так упорно приписывают «Последним джедаям» Райана Джонсона. А причина проста и звучит она примерно подобным вот образом: «Роуз – бесполезный персонаж».
Но так ли это?
Кто-то считает и нередко пытается отстаивать такое мнение в бесконечных спорах, что фильм, дескать, снимался спустя рукава. Мне все же хотелось бы обратиться к деталям — дьявол, как известно, именно в них. Попробуем подумать над тем, так ли уж бесполезна Роуз, какой ее хочет выставить немалое число фанатов «Звездных войн».
С чего бы начать?
Пожалуй, с начала. А если конкретней, то с того самого момента, когда персонаж Роуз Тико встречается нам по ходу киноповествования. Впервые за всю историю саги мы сталкиваемся не с каким-нибудь джедаем в трудах его праведных, не с дивной принцессой, а с простой девушкой-техником, ничтожной серой мышкой, которая никто, и звать ее никак. При всем при этом Роуз обладает стальным внутренним стержнем и, что важнее, способностью на нечто куда более героическое, чем сотни этих ваших прославленных мастеров-джедаев. Собственно, в этом-то и главная ее ценность. Она – герой, но не из-за того, что обладает тайным знанием, а лишь потому, что ей больше некуда деваться. Первый Орден разорил ее родную планету, и, как и большинству беженцев, бедолаге Роуз и ее сестре просто некуда было податься, кроме как в Сопротивление.
Когда война приходит к тебе домой, волей-неволей приходится адаптироваться, и либо ты до самого ее конца (а то и после) остаешься жертвой, либо ты выбираешь себе сторону и сражаешься.
Роуз и ее сестра Пейдж выбрали сражение.
Они знали, на что шли. И понимали, что, если потребуется, придется рискнуть собственными жизнями.
И не побоялись. Ни одна. Обе рискнули.
К несчастью для Пейдж, ее риск оказался фатальным, но, тем не менее, позволил Сопротивлению одержать пусть нелегкую, но победу при атаке на Ди’Куар. Жертва Роуз оказалась чуть менее пафосной и значительной, и все же она уберегла Финна, одного из центральных персонажей сиквелов, от напрасной гибели. Да еще и сама при этом выжить умудрилась.
Но это мы скаканули. Вернемся, пожалуй, к хронологическому повествованию и застанем Роуз в момент ее скорби по сестре, когда ей под руку попался пытавшийся сбежать втихаря Финн. Что мы тогда сразу же о ней узнали? А то, что она с легкой руки отправила в нокаут нескольких парней, решивших дезертировать с, как им казалось, попавшего в безвыходное положение судна. Уже одно это говорит нам о силе характера маленькой обладательницы маленького шокера.
Далее по списку и по течению истории мы наблюдаем, как Финн объясняет Роуз, почему Сопротивление не может сбежать от ПО на гиперскорости. Девушка схватывает на лету, моментально понимая, что за технология такая позволяет ПО отслеживать их суда, но и чуть ли не сразу же прикидывает, как от такой слежки отделаться. Из уст Роуз, а не кого-то другого, мы слышим, что из себя представляет этот гипертрекинг.
Бонус: Роуз хотя бы просто не сдает По Дэмерону Финна за попытку последнего бежать.
«Бесполезная» Роуз с «бесполезным» Финном летят на «бесполезную» миссию, ради одного единственного человека, способного помочь им избавиться от приставучих сил ПО.
Опустим подробности их приключений. Остановимся на моменте, когда Роуз популярно объясняет Финну, чего на самом деле стоит весь шикарный Канто-Байт и его посетители. Люди, делающие деньги на войне, симпатий у нее не вызывают. На их счету — жизни простых обитателей Галактики, которые ныне нищенствуют, попали в рабство или убиты.
Сегодня принято упрекать киноиндустрию в уже упомянутой «толерастии» — когда, например, ведущие роли в фильмах отдаются темнокожим или азиатским актрисам. Но давайте взглянем на Роуз без всей этой мишуры. Что мы видим? А видим мы женщину крепкой воли и доброго сердца, простоватую, без выдающихся внешних данных, политического или финансового влияния, но со способностью дать мужчине тот психологический толчок, благодаря которому он в итоге приходит в верному выводу. Так уж исторически сложилось, что муж – голова, а жена – шея. Куда шея повернется, туда голова и смотрит. Сколько скрыто смысла в это русской поговорке, притом того же самого смысла, который и наделяет персонаж Роуз Тико истинной силой.
Силой, способной вселять надежду. В детей, которых достал тиран-смотритель, в Финна, который до конца еще не определился, частью ли Сопротивления он является или просто пытается сбежать от ПО. Да даже в Ди Джея, который в итоге все-таки вернул ей памятную безделушку из драгоценного сплава, хоть и не рискнул изменить своим принципам.
Роуз – типичный маленький винтик гигантской машины, почти незаметный, но важный по сути. Потому что без таких вот винтиков вся машина просто к чертям развалится.
В определенный момент наш винтик преображается из техника, соорудившего заглушки, которые позволили челнокам Сопротивления скрыться с радаров ПО, в настоящего солдата. Роуз наравне с прочими бойцами принимает участие в битве за Крейт. К слову, она умудряется продержаться дольше иных сопротивленцев, а в финале совершает поступок, так не понравившийся хейтерам: мешает Финну бессмысленно покончить с собой.
Финн, который на протяжении большей части фильма не производил впечатления героя, к финалу расставил приоритеты и попытался хоть как-то помочь друзьям, пускай и ценой собственной жизни. Между тем его жертва, если взглянуть на происходящее глобально, оказалась бы совершенно напрасной. Пусть его маневр завершился бы удачно и ПО лишился своего стенобитного орудия, что это изменило бы?
К Сопротивлению все равно явился бы Люк и отвлек внимание Кайло Рена, дав друзьям возможность сбежать с планеты. Впрочем, если бы даже Скайуокер не появился, а тайного хода не обнаружилось, разве у людей Леи Органы хватило бы сил и дальше обороняться? Стенобитное орудие выведено из строя, однако никакие союзники на помощь сопротивленцам не спешили. ПО взял бы их измором, жертва Финна не изменила бы ситуацию. Роуз предотвратила ненужный суицид. Удивительно, что часть зрителей невзлюбила персонажа Келли Мэри Трэн за то, что она не дала герою погибнуть.
Грустно все это, товарищи. За пеленой собственных иллюзий мы упускаем из виду что-то по-настоящему важное. Нам не нравится внешность, не нравится пол, не нравится статус. Мы жаждем зубодробительного эпика и таких же эпических персонажей, забывая, что истинная красота кроется в деталях.
Автор: Роман Титов