Поговорим о юридически значимых (легальных) определениях беспилотников в воздушном законодательстве РФ.
В прошлой публикации мы обзорно рассмотрели существующие подходы к техническим наименованиям и классификациям беспилотников.
Как уже было отмечено в указанной публикации, все ранее озвученные определения не несут юридического значения, но их понимание позволяет лучше разобраться в достоинствах и недостатках существующих подходов к нормативному регулированию их применения.
"Основное" определение №1
С позиции воздушного законодательства РФ владелец беспилотника должен знать всего три легальных определения.
Беспилотное воздушное судно (далее - БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (п. 5 ст. 32 ВзК РФ).
В свою очередь, под воздушным судном понимается любой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 ВзК РФ) - в этот момент сразу представляется гипотетическая возможность создания беспилотного экраноплана (никакого государственного учета, разрешений на полеты и других ограничений)⚡⚡⚡
Не все так просто
Даже беглый просмотр данного определения позволяет заметить ряд существенный пробелов:
- как быть с полностью автономными беспилотниками, которые не требуют никакого вмешательства человека во время полета?
- какой статус будет у популярных сейчас концептов беспилотных аэротакси (насколько его пассажир может считаться внешним пилотом, управляющим и контролирующим аппарат)?
Все эти вопросы будут подробно рассмотрены в следующем материале.
Воздушный кодекс РФ "между строк" дополнительно разделяет все БВС на две группы аппаратов по критерию максимальной взлетной массы на "малые" БВС до 30кг и соотвественно "тяжелые" БВС свыше 30кг - этот вопрос предметно рассмотрен в нашем материале
Определение для серьезных людей
Беспилотная авиационная система (далее - БАС) - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя (п. 6 ст. 32 ВзК РФ):
- одно или несколько беспилотных воздушных судов
- средства обеспечения взлета и посадки
- средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов
- средства контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов
В научной литературе перечень составных элементов БАС представлен более детально:
Наибольший интерес данное понятие представляет для разработчиков и владельцев "тяжелых" БВС - именно составные элементы БАС (состоящих из "тяжелых" БВС) попадают под действие всех существующих для пилотируемых воздушных судов требований воздушного законодательства (прим. обязательная сертификация, допуск к эксплуатации и т.д.)
"Основное" определение №2
Удивительно, но несмотря на все последние изменения законодательства в рассматриваемой сфере, Федеральные правила использования воздушного пространства РФ содержат свое самостоятельное определение (введенное в действие в момент принятия документа в далеком 2010 году, когда развитие сферы применения беспилотников было совершенно иным), никак не связанное с закрепленными в ВзК РФ "современными" определениями БАС и БВС, которые хоть и далеко не идеально, но дифференцируют беспилотники (для "тяжелых" БВС действуют более жесткие требования по сравнению с "малыми" БВС).
Беспилотный летательный аппарат (далее - БЛА) - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов (абз. 7 п. 2 ФП ИВП РФ)
Таким образом, Федеральные правила ИВП (как и вся система подзаконных авиационных правил) базируются на определении, "сформулированном" почти 10 лет назад .
К БЛА в равной степени можно отнести и авиамодели, и любительские квадрокоптеры, и многотонные ударные военные аппараты. Еще раз напомним, что все БЛА попадают под действие разрешительного порядка использования воздушного пространства.
С радостью ответим на Ваши вопросы и будем ждать предложений о правовых вопросах применения БВС, ответы на которые Вы бы хотели увидеть на канале.
Статья была Вам интересна и полезна? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! Распространяйте материалы канала среди владельцев беспилотников и всех интересующихся!!!
Надеемся, что полученная информация поможет реализовать Ваше #право_на_полет с соблюдением всех необходимых требований ✈🚁🚀