– Николай Максимович, вас смотрят и читают дети, которые любят балет; посоветуйте, пожалуйста, их родителям дополнительное образование перед тем, как их дети будут поступать в хореографическое училище.
– Я каждый раз объясняю родителям, я с ними всегда общаюсь в начале года и в конце года, все время пытаюсь воззвать их к какой-то логике, пытаюсь призвать их к какому-то сотрудничеству.
Что хочется сказать о добалетном школьном образовании: конечно, у нас есть подготовительные курсы и в Московском училище и в Санкт-Петербурге. Если к нам поступают в возрасте примерно десяти-одиннадцати лет, потому что ребенок должен в начальной школе переходить из четвертого класса в пятый, то туда приходят дети в возрасте восьми лет.
Конечно, я многим, кто хочет этим заниматься, советую обязательно научиться растягиваться до прихода в школу. Лучше всего и безжалостней это делают в гимнастике, они не считаются с болью, вот это очень помогает в балете. Меня никто не растягивал, я просто пришел с улицы и как-то сложилось, но мало у кого это от природы.
Те родители, которые хотят связать свое чадо с этим искусством, они должны понимать, что без способностей здесь не надо быть. Второй момент: принимаем мы всегда «кота в мешке». Вот эти рассказы глупых людей о том, что «посмотрите на бабушку» и так далее – это все ерунда.
Мы никак не знаем, как у ребенка соединилась генетика, она могла вообще соединиться в двоюродную тетю из Мукачево: мама худая, папа худой, а девочка в двенадцать лет уже физически сформирована как женщина. Ничего тут не сделаешь.
Еще один момент, который я всегда пытаюсь объяснить: в школе учат, в школе не делают карьеру. В Москве гораздо меньше дети заняты в репертуаре театров, особенно Большого театра, потому что Юрий Николаевич Григорович не любил связываться с детьми и очень часто многие роли, которые в Петербурге танцуют дети, исполняют артисты невысокого роста. В Петербурге очень много дети участвуют в практике, дети очень много танцуют. Я на них смотрю и отчасти завидую, потому что в моем детстве этого не было, мне всегда хотелось так много участвовать в репертуаре.
Я родителям все время объясняю, что ставим мы детей исключительно по росту, никакой талант, ничего здесь не имеет значения. Потому что костюмы пошиты на определенный размер, зритель хочет видеть «мусипусиков», им не нужна «лошадь» в образе ребенка. Потому, как только ребенок вырастает выше чем надо, сразу меняется на того, кто ниже.
Это очень жестокая профессия. Она гораздо жестче, чем музыка, гораздо жестче, чем вокал, например, когда у мальчиков ломается голос, вчера был тенор, а завтра – ничего, и хорошо, если еще правильно поменялся, хоть куда-то, а иногда же бывает совсем никуда.
И что касается «Синей птицы» и всего остального. Сегодня все мамаши с ума сошли на конкурсах. С одной стороны, конечно, я считаю, что это правильно для каких-то стипендий, материальное подспорье – это да. Но когда мамаша сходит с ума, что «у мальчика восемнадцать медалей», – да ему учиться надо, а не по конкурсам ходить.
В балете очень часто те, кто участвуют в конкурсах, выигрывают первые премии, – не могут вести спектакль. И я всегда повторяю одну и ту же вещь: мы даем квалификацию при выдаче диплома «артист балета», не участник международных конкурсов, и тому, кто берет его на работу, наплевать, сколько медалей, как у собачки на выставке, ты принес. Ты можешь, ты соответствуешь или нет? Это единственный критерий.
Потому я могу только посоветовать родителям быть вменяемыми, понять, что они не родили Анну Павлову или Михаила Барышникова. Это произойдет только в тот момент, когда уже закончится школа, когда человек придет в театр и когда у него пойдут результаты в ролях, не связанных с конкурсами, с наградами. Самое главное у музыканта – выступление на концерте, самое главное вообще у артиста и артиста балета – это роль.
Вот я очень рано получил все награды и у меня их больше, чем у всех моих коллег моего поколения, мне есть чем похвастаться. Но когда я участвовал в концертах, я очень просил, пожалуйста, не объявляйте мои регалии, потому что когда я стоял в кулисе и слышал их, то начинал трястись, ведь после этого всего надо выйти и прыгнуть как Народный, а вдруг не тот день. если вы правда Народный, то не надо об этом говорить, люди и так будут знать это.
Поэтому, господа родители, подумайте, что карьера не заканчивается детскими успехами. Есть такой страшный фильм, посмотрите его, там играют гениальный актрисы Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис: «Что случилось с Бэби Джейн?». Там как раз поднимается эта история о детских успехах. И вот остаться Бэби Джейн – это страшно.