Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Заводные" (1980)

После «Турецких наслаждений», Пауль Верхувен снял два отличных исторических фильма - «Кити-вертихвостку» про Голландию конца XIX века и «Солдаты королевы» про Нидерланды времен Второй мировой войны. Затем, Пауль Верхувен вернулся в современность и снял «Заводных» - фильм, создавший для режиссера множество проблем на Родине.

Я думаю, что «Заводные» можно назвать одним из лучших голландских фильмов Пауля Верхувена. Почему же этот фильм можно удостоить такой высокой оценки? Мне кажется, потому что к 1980 году режиссер отточил до совершенства все свои приемы, например, смешение жанров и построение персонажей. В этом фильме есть практически все элементы его предыдущих картин, доведенные до совершенства.

Пауль Верхувен рисует жизнь небольшого голландского города, где нет особых перспектив и ничего не происходит. Из каждого утюга играет музыка Blondie, а молодежь проводит все время в диско-барах, пытаясь танцевать также круто, как и Джон Траволта. После бара кто-то едет с девочками в родительские дома, а менее удачливые вынуждены устраивать свидания на стройках.

Режиссер изобразил трех главных героев обыкновенными парнями. Они не очень образованы, они полны предрассудков, они агрессивны к слабым и относятся к женщинам как к имуществу. Для них секс – это способ показать крутизну, а если в ответственный момент у них ничего не получится, то ничего страшного – можно сымитировать и потом наврать друг-другу.

-2

Мотокросс – это их единственный шанс прославиться и вырваться из унылого городка.  Рин уже проявил потенциал в любительских гонках, Ханс играет роль клоуна, а автомеханик Эфе мечтает стать помощником будущей звезды мотокросса. Их самая заветная мечта – заполучить спонсоров и вожделенные японские мотоциклы. Но приблизиться к славе не так сложно, намного сложнее ее по-настоящему удержать.

С другой стороны, «Кити-вертихвостка» Фьенте также мечтает – о норковой шубе и сбежать от навязчивого запаха жира и картошки. Она не сильна в мотокроссе, но у нее есть тело и она готова отдаться любому, кто сможет дать ей немного мещанского комфорта. Но сможет ли она найти «того самого» в этом городе или ей придется снова уехать в другой город?

-3

Следуя своей традиции, Пауль Верхувен начал «Заводных» как молодежную комедию. Затем, эта комедия начинает обрастать драматическими чертами и социальными комментариями режиссера, за которые он получил нагоняй на Родине. Но ведь в «Турецких наслаждениях» было столько откровенного секса и народ принял этот фильм на ура, почему же в этот раз они окрысились?

На Западе 1980е стали эпохой возрождения христианского фундаментализма и ехидный Верхувен не мог обойти эту тему стороной. Он изобразил отца одного из героев – религиозного фанатика, как больного человека, для которого религия является ширмой для оправдания его садистских наклонностей.

-4

Также режиссер не пожалел сарказма для изображения расплодившихся проповедников. Он показал их как шарлатанов, желающих поживиться на чужом горе. При этом Верхувен не был против религии как таковой, он был против нетерпимости прикрываемой т.н. «религией» и попытками Библией оправдать свою злобу.  Но большинство зрителей не умеют читать между строк и приняли ехидство режиссера как чистую монету.

Вообще-то, судя по этому фильму и ряду предыдущих Пауль Верхувен верил в некоторые традиционные вещи, например, в любовь. В этом фильме он прекрасно показал разницу между истинной и притворной любовью и правдиво отобразил, что большинство людей клюют на притворную любовь. Также он не позволял себе ехидничать над настоящей семьей. Но зритель снова не понял истинных взглядов режиссера.

-5

В общем, если взять и смешать ехидный юмор «Дела есть дело», откровенность и драматичность «Турецких наслаждений», проработанность персонажей «Кити-вертихвостки», влияние случайностей и драйв «Солдат королевы», то получатся «Заводные» - очередной отличный фильм Пауля Верхувена, выглядящий свежо и актуально и через 38 лет. И на ум снова приходят только два слова – браво, маэстро!

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/51042.html.