В СССР любое повышение цен преподносилось как "по просьбе трудящихся". Так было и в 1962 году. С 1 июня повысились розничные цены на мясо, мясные продукты и масло. Все бы ничего, но именно в этот момент руководство Новочеркасского электровозостроительного завода почти на треть увеличила норму выработки для рабочих, что привело к снижению заработной платы рабочих. Начался конфликт, переросший в забастовку, а потом и в Новочеркасский расстрел.
В 10:00 около 200 рабочих сталелитейного цеха прекратили работу и потребовали повышения расценок за их труд. В 11 часов они направились к заводоуправлению, по пути к ним присоединились рабочие других цехов, в результате около заводоуправления собралось до 1 000 человек. В России, как говорится, две беды - дороги и дураки. Дураком оказался директор НЭВЗ Б. Н. Курочкин. Выйдя к собравшимся рабочим, и заметив невдалеке торговку пирожками, он попытался разрядить обстановку шуткой: "Нет денег на пирожки с мясом — жрите с ливером". Шутку не поняли, Курочкин был освистан, и поспешил скрыться, но "масла в огонь" добавил. На заводе началась всеобщая забастовка.
Возле заводоуправления людей становилось всё больше: услышав тревожный гудок, приходили люди из близлежащих районов и других предприятий. К полудню количество бастующих достигло 5 000 человек, они перекрыли железнодорожную магистраль, связывающую Юг России с центром РСФСР, остановив пассажирский поезд Ростов-на-Дону — Саратов. На остановленном локомотиве кто-то написал: "Хрущёва — на мясо!".
На НЭВЗ использовался тяжелый ручной труд, отсюда большая текучка кадров, на работу нанимали тех, кого больше никуда не брали, в том числе "откинувшихся" из окрестных тюрем уголовников. Ну а этим побузить за радость. Короче, хулиганы из числа протестующих били стёкла в вагонах, в толпе происходили драки успевших "накатить" рабочих, бросали бутылки. Людей, которые призывали прекратить беспорядки, избивали, в том числе был избит главный инженер завода Н. С. Ёлкин. По словам очевидца Николая Артёмова, главного инженера сначала хотели сжечь, но его удалось отбить от толпы.
О ЧП было доложено в Москву. Хрущев приказал отправить в Новочеркасск высокопоставленную делегацию, в которую вошли представители Президиума ЦК КПСС Козлов и Микоян, первый секретарь Ростовского обкома партии Басов, представители МВД, КГБ и армии. Тем временем рабочие захватили заводоуправление, в здании начался погром и мародёрство. Прибывших для наведения порядка 200 безоружных милиционеров восставшие оттеснили, некоторых побили.
К ночи рабочие, увидев, что со стороны власти нет никаких действий, решили на следующий день идти к зданию горкома, чтобы заявить о своих требованиях на всю страну.
Вот такая предыстория событий 2 июня 1962 года.
Тем временем Никита Хрущёв, которого восставшие намеревались отправить "на мясо", рвал и метал, требуя подавления "мятежа в Новочеркасске". Министр обороны СССР маршал Родион Малиновский отдал командующему Северо-Кавказским военным округом Иссе Плиеву довольно лаконичный приказ: "Навести порядок. Доложить!". Командовать операцией в Новочеркасске было поручено заместителю Плиева генералу Матвею Шапошникову.
В ночь на 2 июня в город вошли военные подразделения, взявшие под контроль все важные городские объекты. Несколько танков вытеснили протестующих с территории НЭВЗ. Погибших не было, но по городу поползли слухи о "раздавленных танками". Ночью сотрудники КГБ арестовали несколько активистов, участвовавших в протестах 1 июня. Это, однако, не снизило накала политической активности в Новочеркасске — с утра рабочие начали собираться на манифестацию.
Утром 2 июня 1962 года рабочие двинулись к городской администрации. Все напоминало события 1905 года в Петербурге, но вместо икон и гимна "Боже, царя храни" были портреты Ленина и звучали революционные песни. Рабочие обошли встретившие их БТРы, и вскоре были у здания горкома. Часть рабочих пошла "освобождать" арестованных накануне к зданию горотдела милиции.
Здание милиции охраняли несколько десятков солдат внутренних войск под командованием подполковника Николая Малюгина, имевшего приказ "действовать по обстановке". Тем временем наиболее агрессивные манифестанты, ворвавшиеся в здание, попытались разоружить солдат. Когда один из бойцов увидел, что у его товарища вырвали из рук автомат, у него сдали нервы, и прогремели первые выстрелы. У горотдела милиции погибли пять человек.
Горком КПСС г. Новочеркасск занимал старинное здание Атаманского дворца, разграбленного в период становления советской власти на Дону, и до 1962 года успевшим побывать детским домом, городской администрацией и немецкой оккупационной администрацией в годы ВОВ.
К тому времени у здания горкома выстроилась цепь вооружённых солдат внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Ивана Олешко, убеждавшего людей прекратить беспорядки и разойтись. Но разгорячённые манифестанты отвечали только руганью и угрозами. В накалённой обстановке послышались выстрелы у здания горотдела милиции, после чего солдаты у горкома начали стрелять в воздух.
После первых выстрелов у горкома толпа отпрянула назад, но кто-то крикнул: "Не бойтесь, у них холостые патроны!". После второго залпа вверх был открыт огонь по толпе.
Итогом противостояния с властью стали 26 человек погибших и 87 человек раненых. Трупы погибших не были выданы родственникам. Все тела погибших поздно ночью вывезли из города и похоронили в чужих могилах, на разных кладбищах Ростовской области. В связи с этим по Новочеркасску поползли слухи о сотнях трупов, закопанных где-то за городом.
Спустя 30 лет, в 1992 году, когда документы были рассекречены и сняты расписки, которые давали свидетели событий, останки 20 погибших нашли на кладбище Новошахтинска, все останки были идентифицированы и захоронены на Новом кладбище Новочеркасска.
Сейчас в здании Атаманского дворца музей истории Донского казачества, и только одна комната на первом этаже напоминает о трагических событиях 1962 года.
Как вы сами понимаете, из-за грифа "Секретно", поставленного в советское время, экспонатов немного. Есть пара инсталляций, фотографии, копии документов и вещи того периода.
Не буду давать оценку действий рабочих, городской администрации, партийного аппарата. Ошибки допустили все. Удалось бы избежать жертв перед Атаманским дворцом? Думаю, что да. К суду за организацию беспорядков и бандитизм были привлечены 112 участников новочеркасских событий. Семь из них были приговорены к расстрелу, 105 получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима.
Новочеркасский расстрел, о котором, несмотря на секретность, слухи гуляли по всему СССР, окончательно добил авторитет Никиты Хрущёва. После отстранения от должности Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва "по состоянию здоровья" многие осуждённые были отпущены из мест лишения свободы, однако официально реабилитация состоялась лишь в конце 1980-х годов. Шестеро из расстрелянных полностью реабилитированы, одному оставлено обвинение в хулиганстве (максимум, что ему полагалось по закону — три года).
Сразу после событий в город завезли дефицитные продукты, продававшиеся по низким ценам. Ситуация в Новочеркасске постепенно нормализовалась, хотя воспоминания о происшедшем у горожан остались на всю жизнь. Каждый год 2 июня в Александровском саду в Новочеркасске проходят мероприятия памяти расстрелянных в 1962 году.
В посте использованы материалы из газеты "Аргументы и факты" и Википедии.
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.