Найти тему
ZTVBlog

Кому нужны велодорожки?

Кому нужны велодорожки и для чего? Для велосипедистов? А для каких? Кто-то скажет, – «Ну что за бредовые вопросы. Что значит для каких?». Но это важный вопрос. Я не могу сейчас говорить опираясь на исследования, потому что их нет, но могу опираться на свой опыт и наблюдения.

Оптимальное «велосипедное» расстояние от дома до работы/школы/магазина – 3-5 км. Именно такое расстояние удобно преодолевать на велосипеде. Так при скорости 15 км/ч (это очень расслабленный темп) вы преодолеете это расстояние за 10-20 минут. Тем не менее во многих украинских города маршруты с подобным расстоянием – редкость. К примеру, в Кривом Роге мой путь от дома до работы составлял от 8 до 11-12 км (подробнее о моём опыте можно почитать здесь). Это много.

Микрорайон – тормозная педаль развития

-2

Почему так получается? Виной тому микрорайоны. К стати, это чисто советское явление. В советские времена при стройке социального жилья в приоритет были скорость, дешевизна и количество. Причина была в стремительной урбанизации, связанной с индустриализацией и миграцией рабочей силы из сёл в город. Новым горожанам необходимы были жильё, школы, детсвие сады и пр. Строить всё надо было быстро. Решением было создание микрорайонной застройки. В итоге мы имеем микрорайоны, располагающиеся где-то на окраине и оторванные от центра из-за плохой транспортной инфраструктуры.

Из-за отсутствия смешанной застройки (то есть разбавление жилых домов офисными помещениями) все его жители вынуждены ехать на работу в разные части города. Час-пик в этих районах приходится на утро и вечер. Наличие велоинфраструктуры помогло бы разгрузить общественный транспорт, но расположение на окраине этому не способствует. Вариантом было бы совмещение муниципального и велотранспорта. К примеру, создание охраняемых велопарковок рядом с остановками метро (или как в случае с моим городом метротрама). Но в Кривом Роге запрещено с велосипедом заходить в общественный транспорт, даже со снятым колесом. Ещё одной альтернативой может стать развитие муниципального велопрократа. Таким к примеру является NextBike (кстати, у меня смешанные впечатления от его использования).

Велосипедисты Украины и Европы – разные велосипедисты

Сейчас в Украине велосипед – это не транспортное средство, а хобби или спортивный снаряд, а иногда и то и другое. Большинство знакомых используют велосипед для покатушек с друзьями или для соревнований и лишь часть из них используют его как транспортное средство на каждый день. Причины разные, но самые распространённые – отсутствие душа на работе и плохая погода (снег, дождь). Добавьте к этому ещё и отсутствие нормальной велосипедной инфраструктуры (велопарковки и велодорожки). Вот и получается, что велосипедистов вроде и много, а вроде и нет. И это я говорю о людях, которым нравится кататься.

А как дела обстоят в Европе? Сильно по-другому, особенно если брать развитые страны. К примеру, в Нидерландах велосипед используют не потому что все безума от него, а потому что это удобно. Амстердамский бюргер может 5 дней в неделю ездить на работу на велосипеде, а на выходных сесть в машину и поехать за город в кемпинг. В большинстве своём велосипеды горожан дешёвые и практичные и похожи на нашу «Украину». Во-первых, его не станут красть (а если и украдут, то не жалко, ведь стоит копейки). Во-вторых, это транспортное средство, а значит оно должно быть удобным. На нём никто не будет ставить рекорды скорости или ехать 100 км по пересечёнке. Нет, на их велосипедах должно быть удобно доехать на работу/школу/университет/магазин и обратно. А смешанная застройка позволяет сделать все эти объекты в пределах «велосипедной» доступности.

Европейский велосипедист – «временный» велосипедист, он скорее всего не поедет в путешествие на велосипеде, не будет участвовать в гонках, не будет так активно кататься. Нет, он велосипедист только когда ему нужно куда-то добраться, потому что это удобно. У нас же, наоборот, люди от понятия «велосипед-хобби» пытаются перейти к понятию «велосипед-транспортное средство». И быстро сдаётся, потому что одно дело ездить на выходных с компанией за городом, и совсем другое преодолевать городские джунгли.

Причины те же, что и не у велосипедистов – нет инфраструктуры. Ехать по лужам, наполовину растаявшему снегу или грязи не только не весело (особенно когда проезжающие авто тебя рясно поливают этой жижей), но и опасно. Почему нет инфраструктуры я уже рассказал здесь, но если коротко – нет спроса. Логика чиновников «велосипед – это баловство и увлечение, велодорожки не рациональны». Яркий пример «Трасса здоровья» в Одессе, где велосипед приравняли к бегу, объединили вместе, и убрали подальше с автомобильных дорог. Аргументация отсутствия велоинфраструктуры железная – велосипедистов мало. Но ведь это следствие отсутствия инфраструктуры, а не её причина.

Какая польза от велодорожек?

«Велодорожки для велосипедистов» – мнение распространённое, но ошибочное. Я думаю правильнее говорить «Велодорожки – для города и горожан». Дружественная для велосипедистов среда увеличивает количество людей использующих велосипед в качестве транспорта. Это помогает снизить нагрузку на общественный транспорт, что позволит снизить бюджетные средства на его содержание. Также это помогает уменьшить количество автомобилей в городе, а это и снижение выбросов и создание безопасных улиц. Они нужны всем горожанам, а только небольшому их проценту как думает большинство.

Больше интересных статей в моём блоге https://ztvblog.com