Найти тему
ZTVBlog

Нужен ли велошлем в городе?

Оглавление

Дискуссии по этому вопросу не утихают и по сей день. Одни доказывают, что шлем может спасти жизнь, и вообще все ваши беды от того, что у вас его нет. Другие, резонно замечают, что намотавшись на карданный вал КАМАЗа, тебе без разницы в шлеме или без. Вот мне и стало интересно, дурак ли я, что всё время езжу в шлеме. Или наоборот? Нужен ли шлем вне соревнований и поможет ли он в случае аварии?

Что говорит ПДД?

Во всех европейских странах ношение шлема не обязательно, и Украина здесь не исключение. В правилах дорожного движения нет пункта обязывающего велосипедиста ездить в шлеме. И этот довод используют противники велошлема. Логика проста – если требования нет в ПДД, значит польза от шлема незначительна, или её вообще нет. Более того, в странах где вносили правки в виде требования обязательного ношения велосипедистами шлемов, количество велосипедистов резко уменьшилось. Так, например, произошло в Автсралии. А снижение количества велосипедистов делает поездки опаснее, так как автомобилисты не берут их во внимание.

Защищает ли шлем?

Ещё одним популярным доводом противников велошлемов является его якобы беспользность. Мол, при столкновении с автомобилем этот кусок пенопласта мало чем поможет. И вот здесь всё не так однозначно. Есть исследование от 1999 года (откоректированые в 2009 году), проведённое организацией «Кокрановское сотрудничество» или просто «Кокрейн». Так вот согластно этому исследованию шлемы обеспечивают снижение риска травмы на 63–88%. Но уже в 2013 году исследования показали, что шлем не так эффективен, и снижает риск получения серьёзной травмы головы на 15-40%.

Но это исследование доказывает лишь то, что шлемы не бесполезны. То есть, если вы попадёте в ДТП и ударитесь головой, есть шанс обойтись ушибом, а не образованием лишней форточки в чердаке. А вот если взглянуть на связь между ношением шлема и травмами, то здесь всё весьма противоречиво. Так исследование Пита Де Йонга из Университета Маккуори за 2009 год, не показало прямой связи между популярностью шлема и смертностью велосипедистов. Так высокий рейтинг смертности велосипедистов в ДТП зафиксирован как в странах где велошлем не популярен (Австрия, Италия), так и там где он пользуется спросом (США, Финляндия, Великобритания). Зато в этом же исследовании прослеживается связь между популярностью велосипеда и количеством смертей на 100 млн. км. Так среди лидирующих по популярности велотранспорта Нидерландов и Дании был зафиксирован наименьший уровень смертности велосипедистов. И это при том, что шлемом там мало кто пользуется.

Шлем – причина ДТП

Это ещё одна интересная мысль, которая подтверждается рядом исследований. Так например, исследование от 2011 года показало, что велосипедисты в шлемах склонны больше рисковать. В исследовании приняли участие 35 добровольцев, часть из них регулярное пользуются шлемами при поездках, вторая часть шлемы не используют. Им предложили съехать по склону длинной 400 м, один раз в шлеме, одни раз без.

Так при езде со склона скорость сторонников велошлема была выше когда они ехали в шлеме, и на оборот скорость снижалась при поездке без шлема. А вот среди тех, кто шлем не использовал, колебаний в скорости не наблюдалось.

Ещё одним исследованием, ставящим под сомнение пользу шлемов, можно считать работу Иэна Волкера (Ian Walker). Суть эксперимента Волкера была следующей. Он ездил на велосипеде с установленным сенсором, заменяющем расстояние до проезжающего мимо автомобиля. Проехав 200 миль он то одевал, то снимал велошлем. Сделав более 2000 замеров он выяснил, что когда он ехал в шлеме, то в среднем автомобилисты проезжали на 8.5 см ближе, чем когда он был без велошлема.

Выводы

Несмотря на то, что все вышеупомянутые исследования проводились за рубежом, нет причин почему они не будут работать в украинских реалиях. Таким образом можно сказать, что неоспоримая польза от велошлема уравновешивается возможным вредом, который он несёт. И он ни в коем случае не панацея от аварий, а иногда и наоборот, одна из причин, что их провоцируют. Лично моё мнение ношение шлема – личный выбор, а вместо проповеди о шлемах, людям стоит тормошить чиновников для создания нормальной инфраструктуры.

Больше интересных статей в моём блоге https://ztvblog.com

Авто
5,66 млн интересуются