Как не стать жертвой субъективизма.
Для каждого студента важно, какие отношения у него сложатся с научным руководителем (куратором, тьютором). НР в равной степени может стать Вашим наставником или «врагом». К сожалению, нередки ситуации, когда отношения с НР складываются не лучшим образом. К такому развитию событий надо быть готовым и не опускать руки.
Во время встреч руководитель обязан оказывать своему подопечному научную и методическую помощь. Но практика показывает, что в лучшем случае он утвердит тему и план работы. В дальнейшем, особенно при проверке текста, руководитель может устроить разнос по поводу, какую «чушь» Вы понаписали.
Нередко критика справедлива. Но бывает так, что даже качественная работа подвергается жесткой обструкции по причине уверенности НР в том, что студент априори «не способен» написать качественную работу. Субъективизм в оценках чужого научного труда – одна из давних и сложных проблем научного сообщества. Многим хорошо известна поговорка: «Два ученых – три мнения». Поэтому не воспринимайте критику буквально.
Имейте в виду, что многие руководители воспринимают нежелание студента встречаться как личное оскорбление и постараются найти массу недостатков в вашей работе. Поэтому задача соискателя – «не бегать» от НР, расположить его к себе, проявить терпение, прислушаться к советам, найти и ознакомиться с его трудами. Будет не лишним использовать одну из работ НР в своей работе.
Есть категория «одержимых» руководителей, которые стремятся контролировать буквально каждый шаг своего подопечного. Постараетесь дипломатично объяснить, что вы тоже чего-то стоите, что у вас есть небольшой опыт и собственный взгляд на решение проблемы. Или польстите ему, блесните знанием его трудов, поделитесь своими идеями.
Другая сторона проблемы - невозможно наладить общение с руководителем, если он все время отсутствует или занят (в командировке, на конференции, болеет). Выясните, почему он все время для вас «занят». Обязательно добейтесь встречи и обсудите все детали совместной работы, найдите вариант, который будет подходить вам обоим.
Традиционная аргументация «сложного» НР: «тема не раскрыта», «не выявлены проблемы», «много воды», «материал не годится», «не те источники литературы», «нет научной новизны» и т.п.
Если «дипломатия» результата не принесла, а Вы уверены в своей работе, буквально «выстрадали» каждое слово, мучения закончатся, если вы прямо скажите руководителю, что намерены обратиться на него с жалобой.
Но прежде постарайтесь найти с ним компромисс, консультантами и оппонентами. Научитесь воспринимать критику и учитывать замечания. Вместе с тем, старайтесь защитить свою позицию и не реагировать на мелкие придирки.
Главное помните, незаменимых научных руководителей нет, НР (наставника) всегда можно поменять. В глубине души каждый преподаватель дорожит своей репутацией и боится потерять престижную работу, лишние разбирательства ему ни к чему. Будьте дипломатичнее!
Надеюсь, мои советы Вам помогут. Ни пуха, ни пера!
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
© Copyright Научный советник, 2019
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.