Мне бы не хотелось светить лицо или тегаться под статьёй поскольку там, где я сейчас работаю любая моя публикация в соцсетях может считаться официальной позицией банка. Все это надо согласовывать, а это долго и нудно.На интервью согласился потому что у меня есть ощущение, что человека из офисного мира люди творческих профессий воспринимают как инопланетянина. Когда я смотрю как живут блогеры или художники – для меня это тоже другой мир, космос, другие ценности. Но это не значит, что нам не о чем будет поговорить. Вообще, у меня никогда не было особого стремления работать в банке. Есть люди, которые с самого начала на это настроены, заканчивают финансовую академию, делают карьеру, начиная с фронт-офиса (самая неблагодарная и сложная работа – это люди, которые общаются с клиентами в отделениях банка. Эти люди – лицо банка и все косяки банка в это лицо прилетают). Я же пришел в банк по кривой дорожке: закончил МАИ, поработал на авиационном заводе, куда привнес уникальную инновацию – научил людей пользоваться exel, занимался логистикой. А потом попал в «зеленый банк» (все же поняли, о каком банке речь?). «Зеленый банк» – это модель нашей страны в миниатюре. Там есть свой условный Магадан (где люди решают очень сложные проблемы в условиях недостатка ресурсов) и Москва с ее властными элитами (Герман Оскарович, который рассуждает о реальности в категориях, не имеющих к ней отношения). Есть там и своя оппозиция: как и в России она несистемная и представлена преимущественно IT департаментом, где люди более open minded. Я же работал там в бэк-офисе (так называют сотрудников, которые не заняты клиентами непосредственно, но тем не менее делают работу, без которой банк функционировать не может) – занимался финансовыми технологиями.
Потом я сменил еще несколько банков. В этой работе мне нравится то, что я все время нахожусь в процессе освоения чего-то нового – каждый день я сталкиваюсь с новыми вызовами для себя как профессионала. Профессиональный рост связан и с ростом зарплаты. Я люблю звук смс, извещающих, что мне на карточку упала зарплата. Мне доставляет удовольствие зарабатывать бабки. Еще мне очень нравится то, что, работая в банке, ты можешь почувствовать пульс действительности. Любые события, которые происходят в мире и в стране, сразу находят отражение в банковской сфере. В частности, это отражается на том, как люди берут кредиты.
Рынок кредитов очень сегментирован. Кто-то берет их от того, что не может дотянуть от зарплаты до зарплаты, а кто-то потому что у него финансовая стабильность и он хочет совершить дорогую покупку – земельный участок, квартиру, машину. Тут важна финансовая грамотность, а с этим у наших людей проблемы. Никто не читает договор, люди верят в то, что все может быть на халяву. Например, приходишь ты в банк за кредитом, а у менеджера есть план по продажам. Естественно, есть честные менеджеры, а есть те, кому лишь бы план выполнить, а там – хоть трава не расти. Они могут о чем-то умолчать, чего-то не досказать. Если бы человек перед тем как соглашаться на кредит, хотя бы немного удосужился почитать условия, поразбираться, задать конкретные вопросы... Не все и не всегда так делают. Откровенно плохих банков, которым лишь бы людей кинуть, в действительности мало, больше треша в микрофинансовых организациях, туда лучше вообще никогда не ходить. НО вопрос финансовой грамотности – это личная ответственность каждого. Если ты не хочешь быть обманутым, включай голову. Почитай договор и все бумажки, которые тебе дадут, если что-то непонятно – спроси.
Есть такой инструмент продаж как звонки по телефону. Многим это не нравится, знаю. Но кто бы что не говорил – звонки работают. Колл-центры – это крупные организации, которые чаще всего находятся даже не в Москве, а в регионах. С одной стороны кажется, что это ужасно – какая-то фабрика по прозвону. А с другой – создаются новые рабочие места, а это не самый последний вопрос для регионов. Средний срок жизни операторов в колл-центре – 2 года. Потом происходит выгорание. Конечно, там есть психологи, которые готовят людей перед тем как они звонят, адаптируют их после негативных разговоров,
помогают устраивать ротации, чтобы люди не выгорали. Оператор во время звонка максимально следует определенной программе – скрипту. У меня (грешен) есть профессиональное развлечение – я ломаю эти скрипты. Мне тоже поступают звонки из разных банков и если, например, оператор предлагает мне купить страховку кредита, я спрашиваю: зачем? Оператор: Чтобы обезопасить вас от невыплаты, вдруг с вами что-то случится. Я снова: Зачем? Оператор: Ну мало ли, с вами что-то произойдет, работу потеряете, не сможете платить. Я: Ну и что? Оператор: К вам придут коллекторы. Я: Ну и что? Цепочка из пяти «почему, зачем, ну и что» приводит к тому, что сказать оператору становится нечего. Дам бесплатный лайфхак, если вам не хочется, чтобы вам поступали такие спам звонки: у нас действует закон о защите персональных данных и в нем есть пункт (закон: 152 ФЗ статья 9, пункт 2), позволяющий вам отозвать соглашение о предоставлении персональных данных. Вы можете заявить оператору, что отзываете ранее выданное соглашение и просите больше вам не звонить, иначе вы вынуждены будете жаловаться в Роскомнадзор. Для верности можно написать письмо и отправить на общий ящик компании, из которой вам звонят. В крайнем случае можно написать в электронную прокуратуру или в электронный Роскомнадзор.
Возвращаясь к разговору об офисной жизни: банках работает огромное количество сексуально неудовлетворенных женщин. Во фронт-офисах их меньше, в бэке больше. Женщины же гораздо более обязательны и в итоге получается, что работа у них замещает всю остальную жизнь. Кажется, в психологии это называется сублимацией. Работать с такими женщинами сложно из-за перепадов настроения. 5 минут назад ты общался с нормальным человеком, а сейчас перед тобой уже гарпия. Служебные романы в офисе не редкость. На моей памяти есть 3 или 4 истории со счастливым концом. Но в банках действует правило – семейную пару разводят по разным подразделениям, чтобы соблюсти иерархию.
Многим кажется, что банковских работников держат в ежовых рукавицах – не разрешают пользоваться мессенджерами и т. п. На самом деле это (отчасти) так и есть. В банках есть служба безопасности, которая следит за тем, чтобы персональные данные клиентов не утекали на сторону. Поэтому есть запрет на пользование флэшками, файлообменниками и на переписку вне корпоративной почты. Просто для того, чтобы сотрудники, имеющие доступ к данным, не слили их третьим лицам. Все мы подписывали соглашение о неразглашении. Но на самом деле все пользуются мессенджерами. Суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
В целом офисная работа меня не напрягает. Мой рабочий день начинается в 10. Это гуманно, но так далеко не везде. Я могу не носить пиджак и галстук корпоративного цвета. Сейчас я работаю по 12 часов в сутки и семья меня почти не видит в будни. Но это только потому что я недавно устроился на новое место работы и активно принимаю обязанности. Так будет не всегда. Скоро авральный режим закончится и я перейду на нормальный 8-часовой рабочий день. Когда я чувствую, что устал и мне все надоело, то иду и делаю что-то руками, чтобы максимально освободить голову: готовлю, чиню машину, еду на дачу на шашлыки или вскапываю огород. Будет полегче с графиком – возьму себе какой-нибудь фитнесс.
Бесит разве что необоснованный формализм некоторых банковских работников: когда люди не хотят что-то делать или боятся, или не могут или не умеют, они начинают максимально усложнять процесс ненужной перепиской, согласованиями и пр. Может они устали, может выгорели, может не хотят брать на себя ответственность, может просто тупят. Вот это бесит.